Collected Works, Volume 2

Христианин, страшно слово это слышать от Христа христианам: Не знаю вас! Обратим­ся всем сердцем к Богу, и да зажгутся наши све­тильники благодатью Его.

Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос (Еф. 5:14). Ты просве­тишь светильник мой, Господи; Боже мой, Ты просветишь тьму мою (Пс. 17:29).

78. Слепой и видящий при нем

Бывает, что при слепом имеется человек видящий, но слепой не знает, что он при нем имеется. Так и при всяком человеке имеется Бог, как Вездесущий, но человек, который ве­рой не просвещен, поскольку не видит Его, то и не знает, что Господь и Судия его при нем пребывает невидимо. Часто бывает, что сле­пой, не видя человека, при нем находящего­ся, делает дела непристойные и срамные, ду­мая про себя, что как он никого не видит, так и его никто не видит. Так и грешник, как слепой, не видя прочих людей при себе, думает и мечтает, что никто и его не видит, как и он никого не видит, и так дерзает на беззаконные дела. Но весьма обманывается, бедный, ибо Бог, Который присутствует при нем, перед Ко­торым он все делает и мыслит, видит его, и вся­кое дело и помышление его видит, и в книге Своей записывает, и в последний день обли­чит его. Грешнику Бог говорит: Обличу тебя и представлю пред лицом твоим грехи твои (Пс. 49:21).

«Думал ты, что никто тебя не видел, когда ты беззаконные дела делал, но Я видел тебя, видел, как ты закон Мой нарушал, и представ­лю перед тобой беззакония твои. Ты творил их тайно, а Я тебя обличу перед всем миром, Ан­гелами и людьми. Тогда ты узнаешь, грешник, что Я все видел, чтобы ты ни делал, ни начи­нал, ни замышлял в сердце своем. Укрываешь­ся ты от людей, но от Меня нигде укрыться не можешь».

Такой слепец – это всякий блудник, пре­любодей, осквернитель и любитель нечистоты, всякий вор, хищник, грабитель и мздоимец-су­дья, всякий клеветник и ближнего славу терза­ющий, всякий, кто с другим лестно, коварно, хитро, лукаво, лживо и лицемерно обходится, и прочие. Все таковые слепы не телесными, а душевными очами, и стараются укрыться от людей, но от Бога Всевидящего скрыться не могут, утаивают свои беззаконные дела от людей, но Бог, Который больше всего мира лю­дей, видит их. Разумейте же, безумные в наро­де и глупые, наконец, поймите? Насадивший ухо не слышит ли? и создавший око не видит ли? (Пс. 93:8–9). С неба посмотрел Господь, увидел всех сынов человеческих; из уготованного жили­ща Своего посмотрел на всех, живущих на зем­ле, Тот, Кто создал сердца их и вникает во все дела их (Пс. 32:13–15). Очи Твои, Господи, отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздать каждому по пути его и по плоду дел его (Иер. 32:19). Куда пойду от Духа Твоего, и от Лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли во ад – и там Ты. Если подниму крылья мои поутру и поселюсь на краю моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня», но и ночь есть свет в услаждении моем, ибо тьма не будет темна от Тебя, и ночь будет светла, как день: какова тьма, таков и свет (Пс. 138:7–12).

Видишь, человек, что хотя нет при тебе ни­кого из людей, но Бог Судия при тебе присут­ствует. И хотя никто из людей не видит тебя, но видит дела твои Бог, Которого ты должен бо­яться и стыдиться более всего мира, более всех Ангелов и людей, ибо пред Ним все создание – ничто. Бойся и кайся. И впредь берегись перед очами Божиими беззаконничать – да не уз­наешь на себе мстительную руку Его!

О том же

Когда слепой хотя и не видит человека, при нем находящегося, но точно знает, что при нем находится человек, то опасается делать непристойное. Так и христианин, верой про­свещенный, хотя и не видит Бога присутству­ющего – и видеть Его невозможно, однако ви­дит Его внутренним оком веры, и Невидимо­го, как видимого, зрит перед собой. Так говорит псаломник о себе, верой и Святым Духом просвещенный: Всегда видел я пред со­бою Господа (Пс. 15:8). Так пишется о Моисее-пророке: Ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд (Евр. 11:27).

Свойство веры в том, что она невидимого Бога, как видимого, душевным очам представ­ляет. Просвещенная такой верой душа везде и на всяком месте ходит перед Богом со стра­хом и благоговением, и всего бережется, что Ему противно, и поступает перед Ним так, как ученики перед своим учителем, рабы перед своим господином, дети перед своим отцом, и подданный перед своим монархом. С такой душой Человеколюбивый Бог во всех бедах, напастях и искушениях – Защитник, Помощ­ник и Заступник. Ты Мой. И если переходишь через воду, Я с тобою, и реки не покроют тебя; и если пойдешь через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя. Ибо Я Господь, Бог твой, Святой Израилев, Спаситель твой, – говорит Господь (Ис. 43:1–3). Об этом дерзает верная душа и возглашает: Господь пасет меня и ниче­го меня не лишит. На месте злачном – там Он поселил меня, у тихой воды воспитал меня, на­правил меня на пути правды ради имени Свое­го. Если я пойду и среди тени смертной, не убо­юсь зла, ибо Ты со мной (Пс. 22:1–4). Господь – просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюсь? Господь – Защитник жизни моей: кого устра­шусь? Когда приближались ко мне злодеи, оскор­бители мои и враги мои, чтобы съесть плоть мою, то они сами изнемогли и пали. Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня брань, и на Него я упо­ваю (Пс. 26:1–3). Поэтому, верная душа, не да­вай споткнуться ноге твоей, не воздремлет Хра­нящий тебя; не воздремлет и не уснет Хранящий Израиля. Господь сохранит тебя; Господь – по­кров твой с правой руки твоей. Днем солнце не обожжет тебя, и луна ночью. Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою Гос­подь. Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое отныне и до века (Пс. 120:3–8).

79. Подданный, нарушающий закон перед своим царем