Collected Works, Volume 2

Бывает, что между пшеницей растут плеве­лы. Что пшеница и плевелы, то благочестивые и нечестивые. Плевелы растут между пшени­цей. Так и нечестивые имеются и обращаются между благочестивыми. Плевелы сначала не отличаются от пшеницы, но потом, когда пше­ница начнет созревать и приносить плод, оказывается, что они не пшеница, а плевелы. Так и нечестивые не скоро познаются, но потом мало-помалу показывается их нечестие и зло­нравие: По плодам их узнаете их, – говорит Господь (Мф. 7:20).

Между плевелами и пшеницей великая разница. Так и между нечестивыми и благоче­стивыми.

Плевелы, как видим, ни к чему негодны, пшеница ко всему полезна. Так и нечестивые ни к какому делу не годятся, а благочестивые на все полезны.

Плевелы, как негодные, во время жатвы собираются в снопы и сжигаются, а пшени­ца собирается в житницу. Так и нечестивые, как бесплодные, при кончине века будут собраны, связаны в снопы и преданы вечному огню. Блудники и прелюбодеи, оскверните­ли и студоложники составят свой сноп. Воры, хищники и грабители, чужое добро похища­ющие, составят свой сноп. Лживые, хитрецы и лукавые составят свой сноп. Клеветники, злоречивые и ругатели составят свой сноп. Лицемеры, которые показывают себя снару­жи святыми, а внутри злые, свой сноп соста­вят. Эти и прочие беззаконники, как для Гос­пода своего бесплодные, будут ввержены на сожжение в вечный огонь. Но благочестивые, праведные, святые, добрые, как плод слова Божиего в терпении приносящие иной во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать – соберутся в небесное царствие, как пшеница в житницу. Сеющий доброе семя есть Сын Че­ловеческий; поле есть мир; доброе семя – это сыны царствия, а плевелы – сыны лукавого. Враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так бу­дет при кончине века сего: пошлет Сын Челове­ческий Ангелов Своих, и соберут из царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит (Мф. 13:37–43).

Грешники, покаемся! Да не сгорим вечным огнем, как плевелы и сотворим достойные пло­ды покаяния. Да будем благодатью Божией пшеницею, которая в небесную собирается житницу. Боже Сил! Обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся (Пс. 79:4).

83. Зачем ты здесь?

Бывает, что человек, видя знакомого, при­шедшего в село, или в город, или в иное какое место, спрашивает: «Зачем ты здесь?» Так мож­но спросить христианина, который в Церковь святую или в христианство вошел ради спасе­ния, но о спасении не заботится.

А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего (2 Кор. 5:15).

Вспомни, какие ты обеты давал Богу, всту­пая в христианство, как отрекался от сатаны и всех злых дел его, как отрекался от мира и всех прихотей его, как обещался служить Хри­сту, Сыну Божию, умершему за тебя и воскрес­шему. Где же ныне твои обеты? Вспомни, как служитель Божий приветствовал тебя тогда великою милостью Божией: «омылся, оправдал­ся, освятился именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего». Где же те обе­ты, которые ты Богу и перед Богом и Его свя­тою Церковью давал? Где та правда и святость, которую ты даром, без всяких заслуг своих, и по одной Божией милости получил? Покажи мне ее от дел своих. Получил ты святость – где она? Почему не свято живешь? Получил ты правду. Где правда твоя? Почему не тво­ришь правды? Омылся ты святою банею от скверны греховной – почему же опять осквер­няешься грехами? Случилось и с тобой по по­словице: пес возвращается на свою блевоти­ну, и вымытая свинья идет валяться в грязи (2 Петр. 2:22).

Как земледелец выходит на поле землю возделывать, купец в лавку приходит торго­вать, ученик в школу приходит учиться, судья в судебное место приходит судить и правду ис­кать, воин на битву выходит сражаться про­тив врагов и Отечество свое защищать, так и христианин входит в христианство свято жить, Христу Господу угождать, и с верою в Него, от Него спасения вечного искать. По примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: «Будьте святы, потому что Я Свят» (1 Петр. 1:15–16).

Зачем ты здесь, христианин, ты, который оскверняешь тело и душу свою нечистотой. Ты, который духом злобы и мщения на ближнего своего дышишь. Ты, который простираешь руку свою на похищение чужого добра. Ты, ко­торый проливаешь слезы вдов, сирот и про­чих бедных людей. Ты, который на брата твоего клевещешь, и языком своим, как мечом, бьешь его. Ты, который лжешь, обманываешь и хитростью своей прельщаешь ближнего сво­его, и т. д.? Все это, как тьма от света, удалено от христиан. Зачем ты здесь? Зачем с тьмою свет перемешиваешь? Что общего у света с тьмой? Призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости (1 Фес. 4:7).

Христианин! Вспомни обеты свои, данные при святом Крещении, которые не человеку, а Богу ты давал. Страшно Богу солгать! Бог поругаем не бы­вает. Взыщет Он с тебя обеты, когда позовет к Себе на Суд. Там ты увидишь, Кому ты солгал и перед кем не сохранил обетов своих. Вспомни об этом ныне, и покайся, и твори дела, достойные обетов твоих. Да не с ложью явишься на Суде том и не разделишь участь с лживыми. Им участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вто­рая (Откр. 21:8). Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос (Еф. 5:14).