Collected Works, Volume 2

Что в мире не горестно? Богатство с ни­щетой сопряжено, слава – с бесславием, честь – с бесчестием, покой не без беспокойствия, мир не без смущения и мятежа, любовь лицемерна, дружба не без подозрения, сла­дость растворена горестью. Отовсюду страх, отовсюду боязнь, подозрение, опасность и печаль. Нет истины, нет верно­сти. Умалилась истина у сынов человеческих. Воистину весь мир лежит во зле. Чего доброго ждем от это­го мира? Суета сует, и все – суета! Суетное говорил каждый ближнему своему. Уста льсти­вые в сердце, и в сердце говорили злое. Увы мне! Что жизнь моя в преселении продол­жительна. О, Иисусе, сладость жизненная, ра­дость и утеха любящих Тебя! К Тебе, живу­щему на небе, плачущие мои очи возвожу от горькой и плачевной сей юдоли: влеки меня за Собой!

Побежим туда, где всех веселящихся жи­лище. К Тебе я возвел очи мои, Живущему на небе! Вот, как очи рабов обращены на руки гос­под их, как очи рабы – на руки госпожи ее, так очи наши – к Господу, Богу нашему, до­коле Он помилует нас. Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо много мы насыщены уничи­жением и много насыщена душа наша поноше­нием от благоденствующих и уничижением от гордых (Пс. 122:1–4).

89. Пост

Как видим, есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост – когда чрево по­стится от пищи и питья. Душевный пост – ког­да душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов.

Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечи­стоты.

Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения.

Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия.

Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце свое – от желания чужих вещей. Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла.

Видишь, христианин, пост душевный. По­лезен нам пост телесный, так как служит к умерщвлению наших страстей. Но пост ду­шевный нужен непременно, потому что и те­лесный пост без него ничто.

Многие постятся телом, но не постятся ду­шой.

Многие постятся от пищи и питья, но не постятся от злых помыслов, дел и слов – и ка­кая им от того польза?

Многие постятся через день, два и более, но от гнева, злопамятства и мщения постить­ся не хотят.

Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают – и какая им от того польза? Некоторые часто не касаются руками пищи, но прости­рают их на мздоимство, хищение и грабеж чу­жого добра – и какая им от того польза?