Collected Works, Volume 2
Отсюда видишь, христианин, что такое истинная молитва, благодарение и истинное христианское благочестие, когда оно в сердце имеется и от сердца происходит. А чего в сердце нет, того и в самой вещи нет.
Так же и какое зло в сердце у человека имеется, как отрыжка от желудка, через слово или дело вон исходит и показывает себя. Гнев показывает себя яростью, криком, хулением, проклятием, хлопаньем рук, терзанием волос и прочим. Злоба или злопамятность показывает себя мщением через слово или дело, повреждением, бесславием, клеветой и убийством. Это плоды гнева и злобы. Блудная похоть показывает себя скверными помыслами, скверным мечтанием и проявляется через похотливое воззрение, негодные шутки, осязание, страстные слова и самое скверное дело, и прочее.
Сребролюбие показывает себе через всяческие поиски богатства, через скупость и хранение богатства, через воровство, хищение, ограбление, насилие, отнимание чужого добра и прочее зло. Ложь, лицемерие, хитрость, лукавство показывают себя через слово, несогласное с совестью и мыслью, и прочие знаки, противные тому, что внутри человека. Гордость показывает себя поисками чести и славы мира сего, и приготовлением богатых домов, красивых одежд, дорогих карет и коней и прочих пышностей мира этого. Гордость весьма не терпит презрения и неизвестности. Она везде и во всем ищет, как бы себя показать и перед людьми быть как нечто.
Высокоумие показывает себя выставлением своих добрых дел, презрением и уничтожением других и осуждением их, и себя самого возношением больше прочих. Оно фарисейские слова хотя внешне и не произносит, однако внутри сердца своего говорит: Я не таков, как прочие люди (Лк. 18:11). О, если бы такой человек эти слова в противоположном смысле и в сердце, и устами произносил: Не таков я, как прочие люди, то есть: «Все лучше меня», и вопил бы к Богу: Боже! Милостив буди мне, грешному! (Лк. 18:13), – действительно был бы лучше многих, и был бы праведен не своей, а Божией правдой, грешника оправдывающей!
Многие думают и говорят, что на Бога надежду имеют, но в каждом случае, как от отрыжки, узнается, на кого они надеются. Искушение показывает, на кого мы надеемся: на Бога, или на человека, или на иное создание. Кто в нужде своей к кому прибегает и помощи ищет, на того и надеется. Если к человеку прибегаешь и у него помощи ищешь в какой беде, то на человека, а не на Бога надеешься. Через богатство и дары от напасти избавляешься, – на богатство, а не на Бога, надеешься. Через разум, и хитрость, и коварство свое стараешься избавиться, – на себя, а не на Бога надеешься. Через сан и достоинство свое хочешь избавиться, – на честь и на сан свой надеешься, а не на Бога, и прочее.
Но кто на Бога истинно надеется, тот все, что кроме Бога есть, оставив, к одному Богу во всех случаях и приключениях прибегает и помощи просит, как из псалмов видим. Такая душа во всяких нуждах и приключениях сердечно с пророком говорит: Господь мне Помощник и не убоюсь, что сотворит мне человек? Господь мне Помощник, и я буду взирать на врагов моих (Пс. 117:6–7). На Господа уповаю; как же скажете душе моей: «Улетай на горы, как птица?» (Пс. 10:1). Потому и Господь говорит о ней: За то, что он уповал на Меня, избавлю его (Пс. 90:14).
Так, то, какая надежда кроется в сердце у человека, отрыгает и показывает случай и искушение. Многие мечтают, что они любят Бога и ближнего, но поскольку в сердце любви не имеют, обманываются в том. Дела их показывают, что они прихоти свои и самих себя любят, а не Бога и ближнего своего. Велика любовь, и нет ничего больше любви. Все дарования без любви – ничто (1 Кор. 13:1–3). Любовь в сердце должна быть, а не в словах, и познается от дела, а не от слова. Непрестанное хотение и желание Божией славы, и исполнение воли Его, насколько человеку возможно в мире этом, – признаки сердечной любви.
Многие думают, что они кротки и терпеливы, но случай и искушение, как отрыжка от желудка, показывает противоположное, и сами тогда узнают, что нет в них кротости и терпения. Многие думают, что они во все дни и часто молятся, ибо много поклонов делают и много молитв написанных читают, но поскольку без разума и внутреннего внимания делают это, то или мало когда, или никогда не молятся. Все внешнее без внутреннего – ничто. Всякое добро и благочестие должно быть прежде в сердце и от сердца, или от внутреннего происходить, как отрыжка от желудка происходит.
Святой пророк говорит: Отрыгну из сердца моего слово благое (Пс. 44:2). Так и ты, христианин, делай. Молишься ли – да отрыгает сердце молитву твою.
Благодаришь ли и поешь Богу – да отрыгает сердце благодарение и пение твое.
Смиряешься ли – да отрыгает сердце смирение твое.
Милуешь ли ближнего твоего – да отрыгает сердце милость твою.
Тихо и ласково говоришь ближнему твоему – да отрыгает сердце тихое и ласковое слово твое.
Обнимаешь и лобзаешь ближнего твоего – да отрыгает сердце объятие и лобзание твое.