Collected Works, Volume 2

Убивай блудную мысль – да не умножится более и не осквернит тебя.

Убивай желание богатства – да не будешь рабом маммоне.

Убивай малое кичение – да не вознесешь­ся, а, вознесшись, смиришься.

Убивай всякое зло, пока оно мало – да не вырастет и не погубит тебя.

Труден этот подвиг, подлинно труден, но нужен. Сражайся – да и тебе подастся от Подвигоположника Христа венец жизни.

7) Всякое наше старание и подвиг как ради добра, так и против греха бессилен без помо­щи Божией, поскольку мы весьма растленны и немощны. Потому и сказано нам Спасите­лем нашим: Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15:5). Поэтому у Него должно просить и искать всякого добра, и крепости, и силы про­тив греха. Книги святые учат нас, чтобы мы знали, что делать и от чего уклоняться. Но Христос Господь просвещает разум наш и по­дает нам силу и крепость, чтобы желать и де­лать, как лоза сок свой сообщает розгам. Итак, должно ко Христу приближаться и к Нему воз­дыхать, и у Него силы и крепости во всем про­сить и ожидать. Верен Обещавший (Евр. 10:23) и хочет помочь тем, ради которых в мир при­шел и пострадал.

124. Лодка или судно на реке

Что лодка на реке, то человек в жизни. Ви­дим, что лодка сама собою вниз по реке плы­вет, а против течения или вверх по реке никак плыть не может. Но, если надо ей идти вверх по реке, нужны сильные гребцы или парус с попутным ветром, двигающий ее. Так и чело­век. По плоти, по прихотям и страстям и по злой воле своей, как растленный, сам собой и удобно, и легко живет, как судно вниз по реке само собою плывет. Помышление человече­ское прилежно склоняется на зло от юности его (Быт. 8:21). Ибо из сердца исходят злые помыс­лы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кра­жи, лжесвидетельства, хуления (Мф. 15:19). Страсти и прихоти наши с нами родятся, и потому им следовать и волю их творить легко нам и угодно, как в судне по реке плыть. Но против злой своей воли жить, и ее побеждать и воле Божией покорять, и против прихотей и страстей стоять и сражаться, и их распинать и умерщвлять, и так благочестиво и по-христи­ански жить, самим нам так же неудобно и не­возможно, как судну самому без гребцов и па­русов против течения реки плыть.

Отсюда видим, сколько написано книг, ко­торые стремление страстей воспрещают; сколько проповедники трудятся и против стра­стной плоти словом гремят, и судом Божиим че­ловека устрашают, и страхом временной и веч­ной казни смущают и удерживают; и сам че­ловек, слыша слово, ужасается, и смущается, и кается часто. Но, однако, по воле страстей и прихотей вниз нисходит, как судно по реке стремится. Такое-то растленное естество име­ем мы, христиане, в такую подлость и окаян­ство впал человек через грех, в такое бесчес­тие предивная эта красота – Божий образ – хитростью дьявольской пришел!

Что же нам делать? По прихотям и страс­тям жить – христианству, и вере святой, и слову Божию противно, и это явная беда и па­губа. Против стремления страстей стоять и сражаться, их усмирять и побеждать сами по себе не можем. Надо непременно вышеесте­ственной силе нам помогать, и нас, как суд­но против течения, подвигать, и постоянно возбуждать и укреплять, и против стремления страстей возбуждать, и их побеждать, и сер­дце наше к воздыханию и сердечной молитве и прочим христиан­ским добродетелям под­вигать. Все это делает Божия благодать, жи­вущая в человеке. С нею все может человек, без нее ничего не может. Божия благодать подвигает человека и увещевает в любое вре­мя, и помогает ему против стра­стей стоять, и их побеждать, и по-христиански жить, как гребцы подвигают судно против течения реки. На всякое время, каждый час и каждую минуту нам требуется Божия благодать. Бо­жия благодать – жизнь душ наших; без бла­годати Божией душа живой быть не может. Поэтому поведено нам молиться, просить, искать и стучать (Мф. 7:7). Итак, познаем, христиане, растление и бедность нашу, ибо вниз идем, а не вверх, сами через себя, – и, познав, смиримся перед Господом – да подаст нам благодать Свою. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Петр. 5:5). Ви­дишь нищету свою телесную, почему не по­знаешь душевную нищету? Ищешь богатства тленного, почему не ищешь нетленного и ду­шевного? Познаешь немощь телесную и ис­целяешь ее, почему не познаешь немощи ду­шевной и не исцеляешь? Убегаешь от беды и смерти временной, почему не убегаешь от беды и смерти душевной, которая к вечной смерти ведет? Стараешься быть или искус­ным философом, или искусным стихотвор­цем, или красноречивым ритором, или муд­рым звездочетом, или искусным землемером, или хорошим архитектором, или искусным купцом, или иным каким художником, по­чему не стараешься быть истинным и добрым христианином? Это любое искусство и муд­рость века сего превосходит, без этого все – ничто.

Надо нам заботиться больше всего о том, что с нами вовеки пребывает. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утро­бе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь мне радость спасения Твоего и Духом Владычним ут­верди мя (Пс. 50:12–14).

125. Познание беды или неблагополучия убеждает искать избавления