Collected Works, Volume 2

Что лодка на реке, то человек в жизни. Ви­дим, что лодка сама собою вниз по реке плы­вет, а против течения или вверх по реке никак плыть не может. Но, если надо ей идти вверх по реке, нужны сильные гребцы или парус с попутным ветром, двигающий ее. Так и чело­век. По плоти, по прихотям и страстям и по злой воле своей, как растленный, сам собой и удобно, и легко живет, как судно вниз по реке само собою плывет. Помышление человече­ское прилежно склоняется на зло от юности его (Быт. 8:21). Ибо из сердца исходят злые помыс­лы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кра­жи, лжесвидетельства, хуления (Мф. 15:19). Страсти и прихоти наши с нами родятся, и потому им следовать и волю их творить легко нам и угодно, как в судне по реке плыть. Но против злой своей воли жить, и ее побеждать и воле Божией покорять, и против прихотей и страстей стоять и сражаться, и их распинать и умерщвлять, и так благочестиво и по-христи­ански жить, самим нам так же неудобно и не­возможно, как судну самому без гребцов и па­русов против течения реки плыть.

Отсюда видим, сколько написано книг, ко­торые стремление страстей воспрещают; сколько проповедники трудятся и против стра­стной плоти словом гремят, и судом Божиим че­ловека устрашают, и страхом временной и веч­ной казни смущают и удерживают; и сам че­ловек, слыша слово, ужасается, и смущается, и кается часто. Но, однако, по воле страстей и прихотей вниз нисходит, как судно по реке стремится. Такое-то растленное естество име­ем мы, христиане, в такую подлость и окаян­ство впал человек через грех, в такое бесчес­тие предивная эта красота – Божий образ – хитростью дьявольской пришел!

Что же нам делать? По прихотям и страс­тям жить – христианству, и вере святой, и слову Божию противно, и это явная беда и па­губа. Против стремления страстей стоять и сражаться, их усмирять и побеждать сами по себе не можем. Надо непременно вышеесте­ственной силе нам помогать, и нас, как суд­но против течения, подвигать, и постоянно возбуждать и укреплять, и против стремления страстей возбуждать, и их побеждать, и сер­дце наше к воздыханию и сердечной молитве и прочим христиан­ским добродетелям под­вигать. Все это делает Божия благодать, жи­вущая в человеке. С нею все может человек, без нее ничего не может. Божия благодать подвигает человека и увещевает в любое вре­мя, и помогает ему против стра­стей стоять, и их побеждать, и по-христиански жить, как гребцы подвигают судно против течения реки. На всякое время, каждый час и каждую минуту нам требуется Божия благодать. Бо­жия благодать – жизнь душ наших; без бла­годати Божией душа живой быть не может. Поэтому поведено нам молиться, просить, искать и стучать (Мф. 7:7). Итак, познаем, христиане, растление и бедность нашу, ибо вниз идем, а не вверх, сами через себя, – и, познав, смиримся перед Господом – да подаст нам благодать Свою. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Петр. 5:5). Ви­дишь нищету свою телесную, почему не по­знаешь душевную нищету? Ищешь богатства тленного, почему не ищешь нетленного и ду­шевного? Познаешь немощь телесную и ис­целяешь ее, почему не познаешь немощи ду­шевной и не исцеляешь? Убегаешь от беды и смерти временной, почему не убегаешь от беды и смерти душевной, которая к вечной смерти ведет? Стараешься быть или искус­ным философом, или искусным стихотвор­цем, или красноречивым ритором, или муд­рым звездочетом, или искусным землемером, или хорошим архитектором, или искусным купцом, или иным каким художником, по­чему не стараешься быть истинным и добрым христианином? Это любое искусство и муд­рость века сего превосходит, без этого все – ничто.

Надо нам заботиться больше всего о том, что с нами вовеки пребывает. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утро­бе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь мне радость спасения Твоего и Духом Владычним ут­верди мя (Пс. 50:12–14).

125. Познание беды или неблагополучия убеждает искать избавления

Человек из двух частей состоит: из души и тела. Имеет тело свою беду и неблагополучие, имеет и душа. Тело видимо, и беда его видима; душа невидима, и беда ее невидима. Тело тлен­но и смертно, и беда его кончится; душа не­тленна и бессмертна, и беда ее конца не имеет, а вовеки с нею пребывает, если от нее не осво­бодится. Душа, как разумная, бессмертная и по образу Божию сотворенная, намного дороже тела, потому и беда ее намного опаснее и злее беды телесной. Беда телесная с телом умираю­щим умирает и прекращается; но душевная беда с бессмертною душою никогда не умирает, если от той беды здесь не избавится.

Поэтому внимай, христианин, следующе­му:

1) Тяжко человеку быть в нищете телесной, но намного тяжелее быть в нищете душевной. Тяжко человеку иметь тело немощное и рас­слабленное. Тяжко человеку служить телом ка­кому-то злому мучителю, но намного тяжелее служить душою греху и грехом дьяволу. Всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8:34).

Тяжко человеку связанным быть узами же­лезными, но намного тяжелее связанным быть узами греховными: узы железные – тело, а узы греховные душу мучают. Тяжко человеку тер­петь гнев царский, но намного тяжелее терпеть гнев Божий. Тяжко человеку быть плененным телом неким врагом, но намного тяжелее быть душою плененным дьяволом. Тяжко человеку удаленным быть от Отечества и дома своего, от родственников и друзей своих, но намного тяжелее душе удаленной быть от небесного Отечества и дома Божиего, от Самого Бога и святых Его избранников. Тяжко человеку си­деть в темнице, и мало видеть света, и терпеть неволю, скорбь и обиды, но намного тяжелее душе быть в темнице адской, и бедствие это терпеть вовеки.

Тяжко человеку телом умирать, но намно­го тяжелее душою умирать. Тело умирает, и тя­гота его кончится; душа никогда не умирает, и смерть ее и тягота ее никогда не умирает. На­сколько душа дороже тела, настолько и небла­гополучие ее злее и хуже телесного. Поэтому и искать нужно больше избавления от душев­ного неблагополучия, чем от телесного. Теле­сное неблагополучие, какое бы оно ни было, и каким бы долгим ни было, все кончится, а душевное никогда не кончится.

2) Самая беда приводит к познанию беды, и познание беды убеждает человека искать из­бавления. Видят люди телесную беду и чув­ствуют горесть ее, поэтому и избегают ее, и вся­чески ищут, как от нее избавиться. Не видят душевной беды, которая намного хуже теле­сной, и не чувствуют горести ее, и потому мало кто от нее освободиться усердно желает и ищет, разве только тот, кто познает ее, и чем более познает, тем усерднее ищет, как от нее изба­виться. Слово Божие душевным нашим очам представляет душевную беду, и к познанию нее приводит нас, и образ избавления пред­ставляет нам – Христа. Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8:36).

Слава Богу Человеколюбивому! Идолопок­лонники познали свою прелесть и заблужде­ние, и от того всепагубную свою беду; познали от слова Божиего и преславных Его чудес, и об­ратились ко Христу, и освободил Он их от всепагубной беды, и получили вечное душевное блаженство. Познали свою беду многие, в древности жившие, и сделали пещеры, пустыни и пропасти земные жилищами себе. Познали му­ченики, и изволили лучше умереть и тягчайшее мучение претерпеть, чем отречься от Христа, поскольку от Христа отречься – отречься от всего душевного блаженства и вечной жизни и подпасть душевной пагубе и вечной смерти. Познали душевное бедствие многие разбойни­ки, убийцы, блудники и блудницы, и прочие тягчайшие грешники – и усердно поискали из­бавления, и наши. Познают и ныне многие и, познав, ужасаются, и ищут избавления, так что и о телесных бедах не заботятся, только бы избавиться от душевной беды. Страх душевной беды превосходит и недействительным делает страх телесной беды, как великий шум малый и тихий голос уничтожает. Так познанная беда подвигает человека к поиску избавления.