Collected Works, Volume 2

Кто что любит, о том и жалеет, когда теря­ет; и чем более что любит, тем более о том по­терянном жалеет. Так и прочее бедствие ду­шевное в искушении больше всего познается. Искушение открывает сердце наше, и тайное сердца нашего явным делает. Бог же всю глу­бину и бездну сердца нашего испытывает и, что в нем кроется, видит. Поэтому попускает нам Бог искушение, и тем показывает нам, что в сердце нашем кроется. Познаем, хри­стиане, душевную нашу беду и зло – да так и избавле­ния усердно поищем.

6) От этого бедствия душевного никто нас не может избавить, – никто, кроме Иисуса Хри­ста. Он наш Избавитель. Он нашу бедность знает лучше, чем мы сами. Он ради того в мир пришел, и в мире пожил, и пострадал, и умер, чтобы души наши от этого бедствия и зла из­бавить, и первое наше блаженство, и благород­ство, и свободу, то есть прекрасную эту красо­ту – Божий образ – нам возвратить. В Нем все блаженство и слава наша состоит. Призна­ем бедность нашу и, смирившись, у Него по­ищем избавления. Бедная жена, страдающая кровотечением, нигде не найдя исцеления бо­лезни своей, к Иисусу с верой пришла и, толь­ко коснувшись святых одежд Его, получила исцеление (См. Мк. 5:25–29). Жена эта увеще­вает и нас приходить к Иисусу и просить у Него помощи и избавления душам. Ибо Он и может, так как Всесилен, и хочет, так как Че­ловеколюбив, нас избавить, и невидимо Он с нами находится. Да приступим и мы с верой и да коснемся духовно святых одежд Его, и день ото дня будем чувствовать, что умаляет бед­ствие наше и свобода души возвращается. Но всегда истинно, что познание беды убеждает искать избавление от беды. Познавай беду – и будешь искать избавления. В этом вся сила состоит, чтобы познать себя самого и свое бедствие душевное.

126. Нищий

Видим в мире, что много имеется нищих. Нищий же – тот, который ничего у себя не имеет: ни хлеба, ни одеяния, ни дома, ни де­нег, ни прочего, необходимого для жизни, но все у людей просит и от них получает. В такой нищете каждый человек, от высоких до низких, и от богатых до убогих, и от господ до рабов, находится и подлинно нищ, хотя и не знает своей нищеты.

1) Всякий человек, что ни имеет, не свое име­ет, но Божие, не от себя самого имеет, но от Бога получает (См. 1 Кор. 1:7). Бог, как Благой и Щед­рый, отверзает Своя сокровища, и всем, как нищим и убогим, все щедрою Своею рукою подает. Золото, серебро и медь – Божие до­бро и нам в нуждах наших служит. Хлеб, которым питаемся, питье, которым напиваемся, про­хлаждаемся и утешаемся; одежда, которой при­крываемся и согреваемся; дом, в котором успо­каиваемся и от воздушной непогоды и бури за­щищаемся; огонь, которым согреваемся и на котором варится пища наша; воздух, которым сохраняется жизнь наша; свет, которым просве­щаемся; скот, звери, птицы и рыбы, которые служат нуждам нашим, и все прочее – Божие добро (См. Пс. 23:1). Все это Он, как Челове­колюбивый, нищим, убогим и бедным нам подает по одной благости Своей. Посему все­го того, всего для нашей жизни нужного, про­сим у Него в молитве: Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Под хлебом здесь разумеется все, для поддержания нашей жизни нужное.

Видишь, человек, свою нищету. Бог подает тебе все, как нищему и убогому. Подает тебе все Свое, поскольку ты ничего своего не имеешь. Иначе бы ты и малейшего времени не мог про­жить. Бог предваряет твою скудость и нище­ту, и отворяет сокровища Свои, и оттуда по­дает блага Свои тебе для поддержания и хра­нения жизни твоей. Показывает нищету твою и час рождения и час исхода твоего. Нагим ро­дишься, и входишь в мир ни с чем; нагим исхо­дишь из мира, и отходишь ни с чем (См. Иов. 1:21; 1 Тим. 6:7). Все, что ни имеешь, от рожде­ния до смерти только служит тебе, и все это Божие добро, а не твое. Бог все это подает тебе как нищему и убогому, ибо без этого жить не можешь.

Отсюда учись:

Познавать свою нищету и бедность и так смиряться. Нищ и беден ты, поскольку ничего своего не имеешь, но все от Бога получаешь.

Познавать Божию благость, которая все нам, нищим и убогим, подает.

Бога, как Подателя всего добра, благода­рить за все. От Него всякое получаем добро, как нищие и убогие, и получаем без всяких наших заслуг. Достойно и праведно за все и всегда Его благодарить. Слава Богу Благоде­телю за все!

Отсюда видишь, что все люди, как нищие и убогие, равны. Равная всех нищета равными всех делает. Много ли кто или мало кто имеет, чужое добро, а не свое имеет.

Посему никто над другими не должен пре­возноситься и никого не должен презирать. Все чужое добро имеет, а не свое. Зачем чужим превозноситься?

Отсюда следует, что должны мы друг другу помогать в нуждах. Все Божие добро имеем, по Божией воле должны и расходовать его. Дом наш и ближним нашим для упокоения должен служить. Хлеб наш и ближних наших должен питать, серебро и золото наше и ближ­них наших нуждам должно помогать, скот наш и прочим людям должен служить и прочее.