Collected Works, Volume 2

Отсюда учись:

Познавать свою нищету и бедность и так смиряться. Нищ и беден ты, поскольку ничего своего не имеешь, но все от Бога получаешь.

Познавать Божию благость, которая все нам, нищим и убогим, подает.

Бога, как Подателя всего добра, благода­рить за все. От Него всякое получаем добро, как нищие и убогие, и получаем без всяких наших заслуг. Достойно и праведно за все и всегда Его благодарить. Слава Богу Благоде­телю за все!

Отсюда видишь, что все люди, как нищие и убогие, равны. Равная всех нищета равными всех делает. Много ли кто или мало кто имеет, чужое добро, а не свое имеет.

Посему никто над другими не должен пре­возноситься и никого не должен презирать. Все чужое добро имеет, а не свое. Зачем чужим превозноситься?

Отсюда следует, что должны мы друг другу помогать в нуждах. Все Божие добро имеем, по Божией воле должны и расходовать его. Дом наш и ближним нашим для упокоения должен служить. Хлеб наш и ближних наших должен питать, серебро и золото наше и ближ­них наших нуждам должно помогать, скот наш и прочим людям должен служить и прочее.

Этому и прочему от познания нищеты и Божией к нам благости учимся. И это та теле­сная нищета, которую все мы имеем.

2) Когда человек посмотрит внутрь сердца своего, и рассудит о внутреннем состоянии своем, то увидит душевную нищету, хуже те­лесной, ибо ничего в себе, кроме бедности, окаянства, греха и тьмы, не имеет. Не имеет истинной и живой веры, истинной и сердеч­ной молитвы, истинного и сердечного благо­дарения, своей правды, любви, чистоты, бла­гости, милосердия, кротости, терпения, покоя, тишины, мира и прочего душевного добра. Так нищ и убог человек! Но кто имеет это сокро­вище, тот от Бога его получает, а не от себя имеет. Благодати Божией, а не своей силе при­писывать это должен. Посему все это сокро­вище плодом Святого Духа в слове Божием на­зывается. Плод же духа – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22–23).

Познаем, христиане, нашу душевную ни­щету, и поищем сокровища нашего душевно­го у Христа, Который, будучи богат, обнищал ради нас, дабы мы обогатились Его нищетою (2 Кор. 8:9). Не имеем сердечной веры – по­ищем, да обогатит нас верою. Господи! Помоги моему неверию (Мк. 9:24). Не имеем сердечной молитвы – поищем ее у Него, да научит нас через Духа Своего Святого молиться. Господи! Научи нас молиться (Лк. 11:1). Не знаем, как истинно и сердечно благодарить, – попросим и этого у Него, да научит нас благодарить и петь. Не имеем страха Божия и любви, и про­чего душевного сокровища, – да стучим в две­ри милосердия Его, да отверзет Свое небесное сокровище. Обо всем этом Сам Он повелел нам молиться и все это обещал подать. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получа­ет, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7:7–8). Приклони, Господи, ухо Твое и услыши мя, яко нищ и убог есмь аз (Пс. 85:1). При­зри на мя и помилуй мя, по суду любящих имя Твое (Пс. 118:132), и прочее. «На кого воззрю? Только на кроткого, и молчаливого, и трепе­щущего пред словом Моим», – говорит Господь (Ис. 66:2). Призрел Он на молитву смиренных и не уничижил моления их. Да будет написано о сем роду последующему (Пс. 101:18–19).

3) Нищ человек, потому как не имеет вер­ных и искренних друзей. Истинная дружба не может быть без взаимной и сердечной любви, без единомыслия и согласия. Редка любовь в сынах человеческих. Лукавство, хитрость, ложь, лицемерие почти во всех показывается. Мало истины среди сынов человеческих. Сует­ное говорил каждый ближнему своему; уста льстивые говорили от сердца, и от сердца гово­рили злобное (Пс. 11:2–3). Тот обманет, другой солжет, третий и четвертый то же сделают, и так надобно всякого опасаться и бояться. Сер­дце человеческое глубоко и лукаво (Иер. 17:9).

Много случается нам иметь друзей, но по­том они вскоре врагами нашими делаются; так вот и узнаем, что они ложными нам были дру­зьями. Друг искренний – всегда друг. В счас­тье нашем много у нас друзей, это как тень во время сияния, но когда скроется сияние счас­тья нашего и день благополучия нашего помра­чится, тогда они, как тень, от нас отступают и скрываются.

А отсюда видно, что и дружба их была лож­ной. Истинная любовь всегда с любимым со­единена, и в счастье, и в несчастье. Так как ис­тинная любовь двух одним делает, и потому где один, там неотлучно находится и другой, хотя и не всегда телом, но всегда сердцем. Истин­ный наш друг – тот, который и в несчастье нас не оставляет. Ищи же такого друга, тем более в нынешнее время, когда люди тому и учатся, чтобы друг друга обмануть и прельстить, по­смеяться и оклеветать.

О, бедные христиане, как вы далеко отсту­пили от тех христиан, у которых было одно сер­дце и одна душа (Деян. 4:32). А отсюда видите сами, что христианство ваше ложное. Отец лжи, дьявол, учит людей, чтобы друг другу лгали, обманывали и друг друга прельщали, и так бы вся верность и любовь из сердец человеческих иссякла. Пощади, Господи дос­тояние Твое и сохрани останки Израилевы! Су­етное говорит каждый ближнему своему, вся­кий учится лжи, всякий язык свой, как брит­ву, заостряет, заостряет на клевету, на посмеяние, уничтожение и поругание. Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный (Пс. 11:2).