Orthodoxy and modernity. Electronic library.

На первое место он всегда ставил любовь, которая является союзом совершенства56. Но она была и наградой за его прекрасную добродетельную жизнь. «Человек сегодня особенно сильно нуждается в утробах щедрот. В миру таких людей стало, конечно, меньше. Впрочем, их и никогда не было много,– говорил он.– Мы в руке Бога, полного любви. Пусть делает с нами все, что пожелает».

Как во время божественного акта творения сначала было сотворено тело, материя, а потом душа, дух, так и при нашем воссоздании57 дела, совершаемые посредством наших чувств и действий, предшествуют созерцанию. Практический путь состоит из внешних действий, когда мы храним заповеди и умерщвляем свои земные члены, как разъясняет нам апостол Павел. Когда чувства подчинятся закону заповедей, тогда упраздняются страсти и в этом исполняется слово Писания: умертвите земные члены ваши (Кол. 3, 5).

Тогда просыпается ум, плененный безумным житием, и отчасти вкушает, по авве Исааку, «чувство Бога». Ум становится правителем мыслей и решений, и страсти вместе с диаволом уже не могут более навязывать своего безумия. Остаются лишь прилог и подстрекательство, чтобы произволение человека подвергалось испытанию в верности любви Божией и хранении Его воли.

Все случающееся отец Ефрем истолковывал богословски и относил к познанию воли Божией и всеспасительного Промысла Христова. Он давал нам возможность понять, кто научен Богом (ср.: Ин. 6, 45).

В широте своей любви он исполнял написанное: Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад (Лк. 6, 30). Он предпочитал лучше оставаться ущемленным и прощать тех, кто поступал с ним несправедливо, нежели по справедливости требовать того, на что имел право.

Сей блаженный старец питал огромное уважение к игуменам наших монастырей. Но особенно тепло он относился к старцу Емилиану, игумену монастыря Симонопетра, и его брат-ству. Он принимал их с особой любовью и поотечески наставлял. Также он получал большое утешение от поездок в Ормилию, женскую киновию, о которой всегда отзывался с похвалой58.

Отцы из монастыря преподобного Григория59 с великой любовью и почтением помогали ему при различных его болезнях. Старец чувствовал признательность к ним и с уважением отзывался об игумене этой обители старце Георгии.

Кончина старца Ефрема

В конце 1996 года старец слег в кровать от инсульта, приведшего его к полной парализации, что случилось, конечно, не без Промысла Господня. Около полутора лет он прожил в таком мучительном состоянии и 14 (27) февраля 1998 года предал свою душу Тому, для Кого трудился с истинным послушанием и Кого с юности возлюбил от всего сердца.

В тот день мы отмечали память преподобных отцов, в подвиге просиявших60. Так распорядился всем управляющий Божественный Промысл, чтобы преподобный был причислен к преподобным и вместе с ними торжествовал в истинном Граде Божием (см.: Откр. 21, 10). Там он встретился с дорогими его сердцу афонскими святыми отцами и, конечно же, со своим духовным отцом преподобным старцем Иосифом Исихастом.

У врат святой обители Ватопед Глава четвертая

Посещения старцем Ефремом монастыря Ватопед