Collected Works, Volume 4

В таких бедственных обстоятельствах, когда люди наказывающей Божией руки не чувствуют, и не только от грехов не отстают и не каются, но и грехи ко грехам прилагают, должно непременно ожидать еще большего общего бедствия. Поэтому, как и всегда, а особенно в таких случаях, должно всем вместе, познав и признав свои грехи и беззакония, единодушно из глубины сердца возвысить глас: Господи Боже Сил! Обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся (Пс. 79:8), и приведенные, или иные, какие вера подаст, молитвы к Богу проливать. Ибо общие грехи наказываются общим наказанием, а потому должно общим и покаянием умилостивлять Бога. А беззаконных клятвопреступников, хищников, мздоимцев, слезы бедных проливающих, неповинно осуждающих и прочих беззаконников, как общую язву Отечества тем, кому от Бога меч правосудия предан, должно смирять и судом праведным всякому воздавать по делам его, да и сами судьи земные не будут посечены мечом праведного суда Божиего, и жребий с неверными не воспримут. Худо и беззаконно там снисхождение проявлять, где должно употреблять строгость и правосудие. Снисхождение там нужно, где от немощи грехи делаются, чему и всякий добрый подвержен. А бесстрашие и безбожие должно строго наказывать, как общую моровую язву, чтобы и прочие имели страх и не заразились.

15. Молитва и общее исповедание верных

Помяни нас, Господи, во благоволении людей Твоих, посети нас спасением Твоим, видети во благости избранный Твоя, возвеселитися в веселии языка Твоего, хвалитися с достоянием Твоим. Согрешихом со отцы нашими, беззаконовахом, неправдовахом, и прочее (Пс. 105:4-6 и след.).

Должно нам сердечно признать нашу неправду пред Богом, как Даниил пророк говорит: У Тебя, Господи, правда, у нас же на лицах стыд (Дан. 9:7). Ибо как отцы наши, то есть предки наши, так и мы много согрешили и согрешаем пред Богом, творим беззаконие и неправду. Ибо все мы много согрешаем, – говорит апостол (Иак. 3:2). Потому должно всем вообще христианам исповедать свои грехи перед Богом: согрешили мы со отцами нашими, творили бззаконние и неправду, и прочее, – и молить Его, чтобы помянул нас по милости, человеколюбию и благоволению, которое обещал людям Своим явить ради благословенного семени того, которое есть Иисус Христос, чтобы посетил нас спасением Своим ради того же благословенного семени, – да сподобимся видеть благоденствие избранных Его, как солнце, сияющих в царстве Его (Мф. 13:43), возвеселиться весельем народа святого Его, хвалиться с наследием Его (Пс. 105:5), и теми благами, которых не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2:9), в бесконечные веки наслаждаться.

О такой славе избранных Божиих всегда нам помнить подобает. К ней наши желания, ум, сердце и воздыхания возводить, пока в этой юдоли плача странствуем, и с верой усердно молиться Отцу Небесному: помяни нас, Господи, во благоволении, и прочее. Ибо сколько ни жить в бедственном мире сем, надобно отсюда на тот свет переселиться. Сколько ни собирать богатства, следует его непременно оставить в мире сем. Сколько ни веселиться честью и славой мира сего, необходимо следует в малом и темном гробу заключиться, и земле в землю возвратиться (см. Быт. 3:19).

А какая польза от богатства, чести и славы мира сего, когда лишимся той чести, славы и богатства, которое избранным Божиим на небесах уготовано? Что пользы от веселости и роскоши мира сего, когда тело на съедение червям, а душа на посмеяние и поругание демонам предана будет? Худая и бедственная перемена – от мнимой славы и чести в истинное и вечное поношение и укоризну, от временного и мнимого сладострастия в вечное и истинное мучение перейти. Такая пренеблагополучная перемена встретит сластолюбивую, славолюбивую и сребролюбивую душу.

Напротив того, весьма блаженная и всежелаемая перемена – от малой и временной скорби (от малой, говорю, ибо какая бы в мире сем ни была скорбь, и сколь долговременна бы ни была, – она ничто против будущей и вечной скорби), в вечную радость и веселье избранных Божиих переселиться, и Христа лицом к лицу видеть, как солнце, сияющее и просвещающее избранных Своих. Преблагополучны те, которые части той блаженной сподобляются, и благополучия их не только словом изобразить, но и умом понять невозможно, хотя они в мире сем попираемы бывают, как сор непотребный. Напротив того, бедные и окаяннейшие – те, которые ради прихотей своих этого лишаются жребия, хотя бы их, как богов, в этом веке почитали и им бы поклонялись.

Потому всегда достойно с верою воздыхать к Отцу щедрот и всякой утехи Богу: Помяни нас, Господи!– и прочее. Но прежде от грехов и суеты этого мира отвратиться, и обратиться всем сердцем к Нему, и так, признавая свою неправду и заблуждение, каяться и молиться.

§336. Молитвы ко Христу, Сыну Божьему, взятые из Святого Евангелия

1. Молитва, взятая из притчи о сеющем семя

(Мф. 13:3-8).

«Сыне Божий, Иисусе Христе, явивыйся во смиренной нашей плоти на земли, и посеявый доброе веры семя на селе мира сего! Огради страхом Твоим сердце мое, да не приходя лукавый восхищает посеянное Слова Твоего семя, и очисти сердце мое от терний печали века сего, лести, богатства и всякия суеты, и сотвори тое доброю землею к приятию Божественного Твоего Слова, да сотворю плод веры и имею часть со избранными Твоими, иже плод приносят Тебе ово сто, ово шестьдесят, ово тридесять, – яко благословен еси со Отцем и Святым Твоим Духом вовеки, аминь».

2. Молитва, взятая из истории о хананеянке

(Мф. 15:22-28).