Collected Works, Volume 4

Преображение святейшей плоти Сына Божия празднуем 6 августа [8].

25) Когда уже пришло время Христу Сыну Божию пострадать за спасение мира, Он поехал в Иерусалим, сидя на ослице. Люди, услышав о Его приходе, вышли на встречу Ему из города, иные из них постилали ветви на пути, по которому Он ехал, иные полагали одежды свои, иные держали в руках ветви от финиковых деревьев и восклицали: Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! (Мф. 21:7-9; Мк. 11:7-10; Лк. 19:35-38; Ин. 12:14-15). Примечай здесь, христианин, с какой славой Христос шел в Иерусалим. На что же? На вольное Свое страдание и поносную крестную смерть. За кого? За меня и тебя, погибшего. Отсюда познай огромную Его любовь, жаждущую нашего спасения. Примечай также человеческое непостоянство. Тот же народ, который восклицал Христу: Благословен Грядущий во имя Господне, – после вопил против Христа к Пилату: Возьми, возьми, распни Его! (Ин. 19:15). Из этого учись презирать людскую славу и похвалу, ибо, кого ныне хвалят, того после проклинают.

Но посмотрим, что последовало после народного ликования о Христе.

26) Ликование народа, учиненное Христу, подвигло книжников, фарисеев и архиереев иудейских на большую зависть и злобу. Потому как прежде, так и тем более тогда собравшись, они советовались, как погубить Того, Который их пришел спасти. Но из-за народа они не могли того явно учинить, поскольку все Его держались, слушая Его учение. Тогда нашелся сосуд погибели, один из двенадцати, неблагодарный ученик Иуда Искариотский. Он присоединился к их пагубному совету, и за тридцать сребреников продал им бесценного своего Учителя, и лобзанием и лестью предал им Его в руки ночью (Мф. 26:14-16, 47-50). Примечай здесь, христианин, что сребролюбие делает со своими любителями. Иуда не ужаснулся продать за такую малую цену бесценного Христа, своего Благодетеля и Учителя, и так купил себе вечную погибель. То же последует и прочим сребролюбцам, которые не ужасаются всякое зло делать, чтобы обогатиться, ибо корень всех зол есть сребролюбие (1 Тим. 6:10).

27) Предание Иисуса Христа Сына Божия так учинилось предателем: после вкушения ветхозаветной пасхи и Тайной Вечери, о чем Церковь творит воспоминание в Великий Четверток, Сын Божий с апостолами пришел в местечко, называемое Гефсимания, и, взяв Петра, Иакова и Иоанна, Своих избраннейших учеников, и отойдя несколько от прочих апостолов, начал скорбеть и тосковать (Мф. 26:36-38). Потом, немного от них отступив, молился Отцу Своему Небесному с коленопреклонением и преклонением лица Своего на землю, и такую молитву сотворил троекратно, как святой Евангелист повествует (Мф. 26:39-44). Поскольку Иуда предатель знал, что Иисус много раз на том месте собирался со Своими учениками, – взяв (с собою) слуг от архиереев и фарисеев, пришел туда с фонарями, светильниками и оружием. Со светильниками же пришел потому, что тогда была ночь (Ин. 18:2-4). А чтобы ему было удобнее предать Сына Божия в их руки, дал им такой знак: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его (Мф. 26:48). И тотчас подойдя ко Христу, сказал: Радуйся, Равви (учитель)! И поцеловал Его (Мф. 26:49). И таким образом раб и льстец предал Господа своего в руки вражьи. Тогда пришедшие взять Христа связали Его (Ин. 18:12). Апостолы, видя такое злодейское начинание, оставив Его, все бежали (Мк. 14:50). И так Христос, взятый руками беззаконных и связанный, приведен к Каиафе архиерею, где книжники и старцы собрались (Мф. 26:57).

28) Здесь приведенный Сын Божий неправедный суд претерпел от беззаконных судей, где на Него различные и ложные клеветы от лжесвидетелей приносимы были, против которых Он молчал: Иисус молчал (Мф. 26:59-63). Потом осудили на смерть Судию живых и мертвых: они же сказали в ответ: повинен смерти (Мф. 26:66). Осужденный на смерть Бессмертный, смерти и жизни Господь, был оплеван, по ланитам ударяем и различно мучим и поругаем во всю ту ночь (Мф. 26:67).

29) Как настал день, связав Сына Божия, привели к игемону Пилату и просили его умертвить Христа крестной смертью, а он, хотя и отказывался то учинить, видя Его неповинность, однако, поскольку сильно настаивали и устрашали его: Если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю (Ин. 19:12), – учинил по их воле и прошению, предал в руки беззаконных неповинного, дабы распять (Ин. 19:16).

30) Тогда, взяв Сына Божия, поруганного, осмеянного, уязвленного, замученного и возложив на Него крест Его, отягченный нашими грехами, повели на большее бесчестие и страдание, то есть на распятие: и, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное (Ин. 19:17). И так Иисус Христос, Сын Божий, по принятии многих бесчестий, посмеяний, хулений, уязвлений, мучений, распят на кресте между двумя разбойниками и смертью крестною заключил подвиг Свой, нас ради и нашего ради спасения воспринятый (Ин. 19:18). День сей, в который Христос пострадал, Церковью Святой называется Великим Пятком, – потому что великое дело нашего спасения в этот день Сын Божий совершил, как Он Сам, умирая на Кресте, возгласил: Совершилось! (Ин. 19:30).

31) Смерти Христовой последовали знамения и чудеса: завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли (Мф. 27:51-52 и след.).

32) Умерший за наше спасение Сын Божий погребен был, и почивала святейшая Его плоть во гробе три дня и три ночи, как Он Сам о том предвозвестил: Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12:40).

33) В третий день по крестной и животворящей Своей смерти восстал из мертвых Сын Божий (Лк. 24:7, 21; 1 Кор. 15:4; Деян. 10:40). Восстанием из мертвых показал нам Христос, что Он победитель смерти, греха, ада, дьявола и всех наших грехов, и тем нас уверил, что и мы, умершие, восстанем, когда будет время, от Бога определенное. Этот день Воскресения Христова называется Пасхой. Пасха значит переход, ибо верующие во Христа смертью и воскресением Его от смерти к жизни вечной, и от земли к небесам переходят, как Церковь Святая поет в день Воскресения Христова.

34) По воскресении Своем Христос не скоро от земли отлучился, но сорок дней пребывал и являлся апостолам святым и прочим верным, говоря им о царствии Божием (Деян. 1:3).

35) После сорока дней, от горы Елеонской, которая близ Иерусалима, перед апостолами вознесся на небо и сел по правую сторону Бога Отца (Мк. 16:19; Лк. 24:51; Деян. 1:9-11).

Задержимся и здесь, возлюбленный христианин, и подивимся великости благости Божией. Смотри, на какую высоту превознесено естество человеческое, ипостасно соединенное Слову Божию! Одесную Бога сидит Христос с прославленною Своею святою плотью. Нас ради на земле родился, пожил, пострадал, умер, воскрес, вознесся на небо, и сидит во славе Отчей, и ходатайствует о нас (Рим. 8:34). Благодари об том Бога, благоволившего этому. Радуйся духом и торжествуй, поплевав на прихоти мира сего, как на кал, старайся достигнуть благодатью Божией участи спасаемых, и лицом к лицу видеть во славе царствующего Сына Божия, Которого ныне верой видишь. Христос, Глава верных, вознесся на небо, – вознесутся и духовные члены тела Его, истинные христиане. Прославился Христос, – с Ним прославятся и верные рабы Его, и предстанут Ему, как Царю своему, одеты в ризы, расшитые золотом и приукрашенные (Пс. 44:14). Облекутся чистою оправдания Его порфирою, как сыны царевы, и воцарятся с Ним во веки веков. Разумей эту славу истинных христиан и пустые мира сего титулы, ранги, славу, честь, которыми сыны века сего утешаются, вменяй как ничто. Истинно это признаешь, когда верою размыслишь о будущей сынов Божиих славе. Да сподобит нас части той Искупитель наш, Сын Божий.