Collected Works, Volume 4

§351. Служение христианское, которое христиане Господу и Царю своему Иисусу Христу приносят, состоит:

1) В истинной, живой и сердечной вере во Христа. Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал, – говорит Христос (Ин. 6:29). Послал Отец Сына Своего в мир, чтобы мир спасен был чрез Него (Ин. 3:17). Потому дело

Божие творит тот, кто Его, как от Отца Небесного посланного, сердцем приемлет и сердечно в Него верует. А что сердцем принимается и веруется, то и устами исповедуется, где нужно и честь имени Его требует, как говорит апостол: Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим. 10:10).

2) Состоит в подвиге против дьявола и греха. Фараон, царь египетский, когда Моисей извел Израиль из Египта и от рабства его избавил, гнался вслед его, хотя его снова себе поработить (Исх. 14:6-10). Так и дьявол гонится вслед нас, христиан, которых Христос Сын Божий от рабства его избавил, и хочет снова себе поработить. Так он противится Христу. Христос хочет нас спасти – он хочет нас погубить, и так старается лукавый дух недействительными Его заслуги сделать и тем славу Его, которая от спасаемых ради спасения Ему бывает, умалить. Чем более спасается людей благодатью Христовою, тем большая Христу от того бывает слава. Это усматривая и негодуя, ищет он, как бы препятствие учинить спасению нашему и умаление славе Христовой. Мы, с помощью Божией, должны против этого врага нашего и противника Христова верою подвизаться, ведая, что мы Христовы, ценою Крови Его искуплены от него (1 Кор. 6:19-20; 7:23). Прельщает он нас суетою мира этого и советует хитро искать чести, славы, богатства и сласти века этого, дабы тем нам учинить препятствие в этом нашем подвиге, как советовал прародителям нашим в раю от заповеданного древа вкусить, чем запутал и погубил их.

Нам должно злого его совета не слушать и не любить мира, по увещанию апостольскому: Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего (1 Ин. 2:15-16). Так святые мученики, когда их мучители, слуги дьявольские, к идолопоклонению склоняли и убеждали, ответ им давали такой: «Христиане мы, Христу служим, Христовы рабы мы, а идолам не поклонимся». Таким образом и мы, христиане, должны, когда нас сатана злыми помыслами, как слугами своими, ко греху и творению злой своей воли склоняет и убеждает, отвечать ему: «Христовы рабы мы, Христу должны и служить, не слушаем тебя и злого твоего совета не приемлем».

Сколько раз, любезный христианин, восстают в сердце твоем богопротивные помыслы, похоть к плотской нечистоте, похоть к возвышению в честь и к славолюбию, похоть к скверному прибытку, хищению, воровству, лихоимству, мщению и озлоблению и прочее, столько раз надлежит тебе брань и подвиг против врага твоей души. Разумей подлинно, что то есть злой совет врага нашего сатаны, который Христу противится и нашему препятствует спасению. Ибо Христос нас от греха отвращает, а он в грех вводит, и так хочет нас опять уловить в сеть свою, и от царства Христова в свою покорить власть. Ибо все рабствующие греху во власти дьявольской находятся и потому не имеют наследия в царстве Христа и Бога (Еф. 5:5).

Когда злой помысл восстает в тебе и хочет тебя в грех ввергнуть, отвечай тогда по подобию мучеников: «Христос меня искупил Себе, Христов я, Христу должен и служить верою и правдою». Словом, если хочешь в царствии Христовом быть, Ему служить и Его Царем, Господом и Богом своим истинно нарицать, не должен быть рабом греха, ибо всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8:34). Никто не может служить двум господам (Мф. 6:24).

3) Служит Христу тот, кто, отвергнув тяжкое сатанинское иго, грехами обремененное, носит благое иго Христово, по слову Его: Возьмите иго Мое на себя (Мф. 11:29). Благое иго Христово значит заповеди Его святые и легкие, ибо заповеди Его нетяжки (1 Ин. 5:3). Что легче, чем любить, как выше сказано? Он заповедает нам друг друга любить: Сие заповедаю вам, да любите друг друга (Ин. 15:17). А от любви все добрые дела, как от источника ручьи, проистекут, ибо любовь есть корень добрых дел (1 Кор. 13:1-8, 13). Если кто истинную христианскую любовь имеет, тот носит иго Христово и заповеди Его исполняет, и так Ему работает.

4) Верным рабам Христовым должно славы Господа своего искать, от зла уклоняться и доброе творить для того, чтобы оттуда имя Господа их славилось, дабы так угодными были дела их Господу их, а иначе не могут быть угодны. Как угодно Христу может быть то дело, которое не ради Христа делается? Всякое дело, какое оно есть, доброе или злое, от цели судится. Хотя дело и добрым по-видимому кажется, но, когда не ради доброй цели творится, не может быть добрым, но злое. Например, милостыню даешь ради того, чтобы похвалу от человека иметь: доброе дело по внешнему виду творишь, но внутри оно злое, ибо ради суетной славы своей, а не ради Христа делаешь то. Поэтому должно не только добрые дела творить, но и по правде творить, то есть для доброй цели, которая есть слава Божия.

5) Верным рабам Христовым должно Господу своему служить всегда, в благополучии и неблагополучии. Раб истинный и верный должен быть неотлучным от господина своего. Так и Христов раб должен быть всегда со Христом Господом своим и Ему неотступно служить. Иначе это лицемерное и неистинное служение, когда в благоденствии нашем любим Христа и служим Ему, а в злополучии негодуем, ропщем и так сердцем отстаем от Него. Неотступными рабами Христовыми должны мы быть и везде за Ним следовать, как Сам Он от нас того хочет: Кто Мне служит, Мне да последует (Ин. 12:26).

6) Верные Христовы рабы должны быть смиренными, кроткими и терпеливыми. Стыдно рабам не быть смиренными, терпеливыми и кроткими, когда господин их смирен, терпелив и кроток, стыдно и христианам гордиться, когда Господь их Иисус Христос смирен сердцем, и гневаться и мстить, когда Господь их кроток и долготерпелив. Потому учиться этим добродетелям от Себя повелел им: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11:29), ибо рабы должны следовать нравам господ своих.

7) Рабам Христовым должно до конца верными быть, как Сам говорит Господь им: Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр. 2:10). Всякое дело от конца, а не от начала совершенство свое получает. Конец все совершает. Похвально и начало доброе, но без конца доброго лишается своей похвалы. Славно победить неприятеля сначала, но конечная победа все дело совершает. Так и в христианском деле: похвально подвизаться против греха и дьявола и побеждать его, но без конечной победы это ничто. Поэтому до конца должно в этом благословенном деле трудиться.

§ 352. Скажет кто: «Христиане многие служат людям, как-то: подданные монархам, рабы господам своим».

Ответ: