Collected Works, Volume 4

Что же, они не рабы Христовы?

Поскольку Христос есть Господь и Царь всей твари и господствует над всеми добрыми и злыми, – то и все люди, добрые и злые, рабы Его. Но те, которые верно Ему служат, верные и добрые рабы Его. К таковым говорит Христос: Добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего (Мф. 25:23). А те, которые не слушают Его и не служат Ему, тоже рабы Его, но злые, неверные и негодные. О таковых говорит: Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 25:30).

Что же им надобно сделать, дабы от тяжкой дьявольской власти и рабства освободиться и служить Христу, Царю и Господу всех?

Ответ:

Должны они чистосердечно с покаянием и сожалением обратиться к Нему и молить Его, чтобы снова их от ига того освободил и принял в благодатное Свое царство. Он, будучи милостив и человеколюбив, не хочет смерти грешника и приходящего к Нему не изгонит вон (Ин. 6:37), потому и ныне всех призывает: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и прочее (Мф. 11:28-30), – и до скончания века будет призывать и принимать приходящих к Нему. О сем да будет Ему благодарение и слава со Отцом и Святым Духом вовеки. Аминь.

Глава 5.

О том, что христианин должен верою и любовью следовать Христу

Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному.

(1 Петр. 2:21-23)

Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам, – говорит Христос.

(Ин. 13:15)

Кто Мне служит, Мне да последует, – говорит Христос.

(Ин. 12:26)

§ 354. Поскольку приходим ко Христу и благодатью Его к Небесному Отцу Богу нашему не ногами, но сердцем и верою, не изменением места, но изменением сердца и мысли нашей на лучшее, потому и последуем Ему не ногами нашими, не переходом с места на место, но верой, любовью, изволением и изменением жизни нашей. Многие во время плотского Его жития на земле ходили за Ним ногами, но сердцами от Него отвращались, а многие и враждовали и злобились на Него, каковы были книжники, фарисеи и прочие Его враги. Так и ныне многие из христиан устами приближаются Ему, поют Ему, хвалят и говорят Ему: Господи, Господи, – но сердцами далеко отстоят от Него: хотят со Христом прославленным быть, но с поруганным быть не хотят. Но святая вера, которая верного со Христом соединяет, требует того, чтобы верный везде и всегда, как член от главы, неотлучен был, то есть и здесь крест свой носил и за Ним ходил, и в будущем веке в славе с Ним царствовал. Должно христианину не только устами приближаться Христу, но и сердцем Ему прилепиться и последовать, если угодить и верно служить Ему хочет.

§ 355. Христос, Сын Божий, Господь наш, живя на земле, не только заслужил нам милость и благословение у Небесного Отца Своего, как выше о том многократно сказано, но и как словом научил, так и делом показал, как нам Богу угождать, свято и по-христиански жить, поскольку мы не знали сами, в чем то богоугодное житие состоит. Ибо, по свидетельству Святого Писания, Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли уразумевающий или ищущий Бога. Все уклонились, все стали совершенно негодны: нет делающего добро, нет ни одного (Пс. 13:2-3).

Поэтому Сын Божий явился на земле в образе человеческом и свято и непорочно пожил между людьми, так что не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (1 Петр. 2:22). И святое Свое житие подал нам в пример для подражания, чтобы на него, как в чистое зеркало, часто посматривали и верою в Него отирали скверны, к душам нашим прилипшие, как говорит: Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин. 13:15). Любовь, смирение, терпение, кротость, милосердие и прочие святого Своего сердца свойства открыл, чтобы и мы делали то же, что в Нем видим, как говорит: Научитесь от Меня (Мф. 11:29). Потому и апостолы святые к подражанию представляют нам житие Христово: Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Петр. 2:21). И святой Павел говорит: В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе, и прочее (Флп. 2:5 и след.).

Примечайте и внимайте, что сотворил Христос Иисус. Он так велик и высок, что нет никого Его больше и выше, ибо Он Бог, но как глубоко Себя ради нас смирил! На этот живой образ смирения взирайте и тому же учитесь. В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе.

§ 356. Кто хочет Христу последовать (всякий же христианин должен, как выше сказано и ниже скажется), тому должно прежде от себя отречься. Как хотящему на небо смотреть, должно сперва очи свои отвратить от земли и так на небо смотреть, так и кто хочет Христу, то есть Христову небесному житию последовать, тот должен сперва от себя отречься, и так будет свободно следовать Христу. Ибо как невозможно одновременно и на небо и на землю смотреть, так невозможно и себе и Христу последовать. Причина тому следующая: поскольку мы от природы нашей злы, от грешника Адама грешниками и грехолюбивыми рождаемся все, то не иное что замышляем, как злое и суетное, а Христос же есть самая чистейшая благостыня и святыня, есть свет, никакой тьме не причастный (Ин. 8:12; 1 Ин. 1:5), – потому и не можем Ему последовать, пока себя, как злых, не отречемся. Потому и Сам Он говорит: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (Мф. 16:24).

§ 357. Что значит отречься от себя, познаем, когда посмотрим на того, кто от ближнего своего отрекается. Всякий, кто от ближнего своего отрекся, удаляется от него: когда отреченный голодает, жаждет, в наготе, подвергается ударам, бесчестию, боли, не чувствует того отрекшийся; когда бедствует, не помогает ему; когда страждет, не сострадает ему. Так должно и нам по отношению к себе самим поступать, когда хотим истинно отречься от себя: когда хулят, ругают, поносят нас, бьют и уязвляют, лишают чести и имения, заключают в темницу и облагают оковами, изгоняют и от дома и отечества удаляют, – всего этого как бы не чувствовать на себе, как будто бы на другом ком, а не на нас, все то бедствие делалось.

Это значит отречься от себя. Так отречься (от всего) должны мы и последовать Христу: отречься от воли нашей и последовать воле Христовой; отречься от злонравия нашего и последовать благонравию Христову; отречься от гордости, злобы, зависти, ненависти, нетерпения, сребролюбия, самолюбия, славолюбия и прочего ветхого Адама злонравия и последовать Христову смирению, кротости, любви, терпению, нищете и прочим Божественным нравам.