Collected Works, Volume 4

Как такое может быть, чтобы ты с неохотой внимал всему тому, что в Писании Святом сказано, если истинно и сердечно веруешь, что Тот, Который в Писании говорит, Бог, Господь и Создатель твой есть, и тебе точно, убогому Своему созданию, говорит? Никак тому быть невозможно, если в сердце твоем вообразится слово Его. Если внимаем слову земного царя, когда что-нибудь нам, тебе или мне, говорит, и что приказывает нам, с охотою слушаем и исполняем, и что обещает, верим, и чем грозит нам, боимся, хотя он и такой же человек, как и мы, кроме власти его, – насколько более достоин внимания Царь Небесный, Бог великий, святой, всемогущий и страшный, когда нам, подлым Своим рабам, мне и тебе, в слове Своем говорит. Бог не зрит на лица и лиц не приемлет, и слово Его святое никого не минует, но как всем хочет спастись, так всем и всякому слово Его равно простирается.

Равно мне и тебе говорит: «Покайся, веруй, смиряйся, люби, терпи, будь кроток, милостив, уклоняйся от зла и твори благое, не мсти ближнему твоему, отпускай согрешения его», и прочее. Также равно мне и тебе обещает будущие блага, если веровать истинно и нелицемерно будем. Равно всякому верующему, мне и тебе, говорит: «Восстанешь в силе, наследуешь вечную жизнь, блаженство, царствие небесное и нескончаемую радость». Равно и неверующим и беззаконничающим грозит Страшным Своим и праведным Судом и вечною мукою, что непременно самим делом исполнится. Божие слово верно, истинно и твердо, и не прейдет. Небо и земля прейдут, но слова Божии не прейдут (Мф. 24:35).

От такого рассуждения может с помощью Божией вселиться слово Божие в сердце наше, и оживотвориться, и плод свой иметь, и хотя от плоти и дьявола много искушения претерпим, однако благодать Божия поможет нам, если в подвиге этом не будем ослабевать. Бог рабам Своим помогает и укрепляет их, Тот же Бог и нам поможет, если будем слову Его, к нам обращенному, внимать и от Него помощи просить. Ибо Он на лица не зрит, но всех равно милует и укрепляет молящихся и уповающих на Него.

§ 368. Писание Святое есть духовная аптека, в которой благоутробный Отец Небесный различные ради нас сокрыл врачевания. Многоразличные в душах наших имеем немощи, недуги и болезни и потому требуем многоразличного врачевства, – что все в Святом Писании находим. Там с помощью Духа Святого, говорившего через пророков и апостолов, отыщет всякий врачевание немощам своим: печальный – утешение, сомневающийся – разум и утверждение, невежда – наставление и познание. Там сокровен совет недоумевающим, и незнающим разум, и печальным утешение. Ибо Бог, по милосердию Своему, всякому там потребное показывает и предлагает. В подвиге веры Божией благодатью пребывающий найдет там ободрение и подкрепление: Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр. 2:10), – найдет предосторожность от супостата дьявола: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Петр. 5:8); – в бедах и скорбях (ибо много скорбей у праведного (Пс. 33:20)) отыщет утешение: Многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие (Деян. 14:22), – и еще: Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное, ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит (Евр. 10:36-37).

Там разнообразно изображается будущая слава, которая будет для терпящих скорбь в мире сем, и надеждою той, как чистою и хладною водою, разгоревшееся прохладит сердце. Много христиан таких, которые блаженство свое полагают в чести, славе, богатстве и роскоши мира сего, но, когда со вниманием в Святое Писание посмотрят и Божие слово прилежно послушают, в ином мнении находиться будут. Там Бог, Судия праведный, блаженство наше поставляет не в чести, славе, богатстве и прочих веселостях мира сего, но в ином.

Он, во-первых, называет блаженным того, кто не пошел на совет нечестивых, и на путь грешных не встал, и к обществу хулителей не пристал, но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и ночь (Пс. 1:1-2). И далее: Блаженны все надеющиеся на Него (на Господа) (Пс. 2:12). Блаженны те, коим отпущены беззакония и коих покрыты грехи. Блажен муж:, которому Господь не вменит греха (Пс. 31:1-2). Блажен помышляющий о нищем и убогом: в день лютый избавит его Господь (Пс. 40:2). Блаженны хранящие истину и творящие правду во всякое время (Пс. 105:3). Блажен муж, боящийся Господа: заповеди Его он сильно возлюбит, и прочее (Пс. 111:1 и след.). Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Блаженны изучающие откровения Его: всем сердцем взыщут Его, и прочее (Пс. 118:1-2 и след.).

Еще люди блаженными называют тех, сыновья коих – как отрасли, крепко укоренившиеся в юности своей; дочери их красивы и приукрашены, на подобие храма; житницы их переполнены, высыпается (зерно) через край; овцы их плодовиты, размножаются на пастбищах своих; волы их тучны; нет изъяна в ограде их, и не перебраться через нее, не слышны крики на площадях их: счастливым называют народ, имеющий все это (Пс. 143:12-14). Но Бог, истинный Судия всего и Источник всякого блаженства ублажает тех, которые Господа Богом своим имеют и в Нем все блаженство свое полагают: Блажен народ, почитающий Господа Богом Своим (Пс. 143:15).

Еще, показывая нам, что такое истинное блаженство и желая нас к тому привести, Бог говорит: Блаженны нищие духом, то есть смиренные сердцем; блаженны плачущие, то есть о грехах своих и окаянстве своем душевном; блаженны кроткие, которые прощают согрешения ближним своим, не воздают злом за зло и не помнят зла; блаженны алчущие и жаждущие правды, которые, не видя в себе никакой правды своей, желают правды о Христе Иисусе; блаженны милостивые, которые ближних своих, как братьев своих, требующих милости, снабжают и помогают им, и прочее (Мф. 5:3-7 и след.). Еще ублажает Бог не тех, которые на обед или вечерю друг друга зовут, ибо воздаяние друг от друга приемлют, но тех, которые зовут нищих, увечных и всяких бедных, которые не имеют, что воздать звавшим, ибо воздастся им в воскресение праведных (Лк. 14:13-14).

Видишь ли, христианин, как мнение человеческое погрешительное от святого Божия слова исправляется, и немощь душевная исцеляется. Не то истинное есть блаженство, которое люди считают таковым, но то, которое согласно Божию слову. Ибо Слово Божие – это достоверное правило мнений, помышлений и деяний человеческих, которого неуклонно держаться должно нам, если не хотим погрешить и заблудиться. Предлагает нам часто слепая плоть и через нее враг наш всегдашний дьявол сомнение: как тело наше умершее и в прах рассыпанное может восстать? Но такая немощь прогонится верою, утверждающеюся на святом Божием Слове, как на истинном и непоколебимом основании, а оно нас крепко уверяет, что как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор. 15:22 и далее вся глава).

Если веруем, что все из ничего создал Бог, тем более рассыпанный телесный наш прах о Христе Иисусе соберет и оживит. Богу всемогущему все возможно и удобно, и как истинному и верному в словах Своих солгать невозможно. Будет непременно все то, что в слове Своем объявил. Этим утверждай веру свою, христианская душа, и в подвиге благочестия не ослабевай. Часто благочестивым опасное колебание в вере приходит и от сего размышления: как люди добрые и богобоязненные в бедах и напастях, а злые и безбожные в благоденствии живут, что и Псалмопевец о себе признал: У меня едва не пошатнулись ноги, едва не поскользнулись стопы мои: ибо я возревновал на беззаконных, мир грешников видя (Пс. 72:2-3).

Но когда прилежно вникнут в Святое Писание и помыслят, какой суд ожидает их (беззаконных), – исправят сердце свое, благоденствием злых и злополучием добрых колеблющееся, и, в вере утвердившись, воскликнут с тем же Псалмопевцем: Сколь благ Бог Израилев к правым сердцем! Увидят там конец, ожидающий и тех и других: благочестивых – добрый, хотя и бедствуют в мире этом, а нечестивых – злой, хотя на малое время и возносятся. От конца же благополучие и неблагополучие истинное описывается и зависит. Ибо за лукавство их Ты назначил им бедствие, низложил их, когда они возгордились. Какое постигло их разорение! Внезапно исчезли, погибли за беззаконие свое. Как сновидение для пробудившегося, Господи, так во граде Твоем образ их уничижишь, – поет тот же Псалмопевец о нечестивых к Богу (Пс. 72:18-20).

И еще о нечестивых: Они, как трава, скоро засохнут, и как зеленый злак, скоро отпадут. И далее о праведных и беззаконных поет: Лукавые истребятся; уповающие же на Господа, те наследят землю. И еще немного, и не будет грешника; и поищешь место его, и не найдешь. Кроткие же наследуют землю и насладятся преизбытком мира. Грешники погибнут. Враги Господни, когда будут прославлять их и превозносить, исчезнут, как дым, исчезнут. Ибо Господь любит правосудие и не оставит преподобных Своих, вовеки сохранятся они; беззаконники же будут изгнаны, и потомство нечестивых истребится. А праведники наследуют землю и водворятся навеки на ней. И далее свидетельствует: Видел я нечестивца, который превозносился и высился, как кедры ливанские; и прошел я мимо, и вот его нет: и искал его, и не нашел даже места, где (прежде видел) его. И заключает псалом: Спасение праведных от Господа, и Он Защитник их во время скорби: и поможет им Господь, и избавит их, и отделит их от грешников, и спасет их, ибо они уповали на Него (Пс. 36:2, 9-11, 19-20, 28-29, 35-36, 39-40).

Видишь, христианин, какой конец благочестивых и нечестивых слово Божие нам показывает. Высоко одни возносятся, но низко в погибель свергаются, а другие низко ходят, но высоко наконец возносятся. Где богач тот евангельский, который одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно? В аде, будучи в муках, поднимает глаза свои, и просит, после дорогих вин, капли воды, и вовеки просить будет, но не получит. Где убогий Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях? После трудов и болезней утешается на лоне Авраама (Лк. 16:19-26). Как прочитаешь священную историю от начала мира, увидишь ясно, как блажен конец благочестивых и сколь злополучен исход нечестивых. Ибо правда Божия всякому свое возмеряет, и потому как добра без награждения, так и зла без казни не оставляет, хотя до времени и молчит.

Хочешь знать, кто истинные христиане и вечного Сиона сыны? Во псалме 14-м объявляет тебе Бог, и на вопрос Псалмопевца: Господи! кто будет обитать в жилище Твоем? или кто водворится на святой горе Твоей? – отвечает так: Тот, кто ходит непорочно и делает правду, говорит истину от сердца своего, кто не льстил языком своим и не делал зла ближнему своему, и прочее (Пс. 14:1-3). Также во всем первом Иоанновом послании описываются приметы истинного и верного раба Божия, и в прочих местах. Там предлагается и грехами страдающим здравое врачевство – покаяние и милость Божия о Христе Иисусе, как целительный и живительный пластырь, которым язвы греховные обвязываются и заглаживаются. Словом, там всякий приличное требованию своему отыщет, если прилежно и подобающим образом поищет.