Collected Works, Volume 4

И Христос повелевает христианам: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5:44).

Бесспорно, что человеку невозрожденному правду эту, как и всякую правду, творить невозможно, ибо от природы каждый зол, и ко злу помышление его клонится (см. Быт. 6:5), но обновившемуся благодатью Духа Святого, и рожденному от Бога, Который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посыпает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5:45), должно растление, злость и немощь естества своего силою Духа Святого побеждать и делать не то, что страстная плоть хочет, но что Христос хочет и долг правды требует, да покажет, что он подлинно оправдан, подлинно рожден от Бога, Который всем, добрым и злым, друзьям и врагам Своим, благотворить не престает, что подлинно облекся во Христа, как учит апостол: Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3:27), Который нас, врагов Своих, возлюбил и предал Себя за нас, как написано: Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего (2 Кор. 5:15). Ибо любящих себя любят и язычники, мытари и грешники, верою не просвещенные и не возрожденные, как говорит Христос: Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают (Лк. 6:32-33).

Христианам же, как рожденным свыше, должно выше язычников восходить и плоды вышеестественного рождения показывать, да так засвидетельствуют о себе, что они истинно на деле, а не по имени только христиане, истинно новая о Христе тварь, истинные Отца Небесного чада, истинно одеждою оправдания Христова облеченными пребывают и хранят ее.

Истинно и то, что первейшая любовь должна быть явлена к друзьям и братии о Христе. Ибо и Бог более любит любящих Его, как говорит Христос: Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его (Ин. 14:21). Однако не отнимает и от врагов Своих любви Своей, когда солнце Свое на них сияет и посылает им дождь, терпит грехи их, ожидает обращения их, посылает им средства к обращению, и прочее. Так подобает и христианам подражать Отцу своему Небесному и не отнимать любви своей от врагов своих. Такие плоды правды желал видеть апостол в христианах: Молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, во славу и похвалу Божию (Флп. 1:9-11).

Итак, видишь, христианин, что значит творить правду. А именно: единого Истинного Бога знать, Его более всего бояться, любить, почитать, слушать, на Него всю надежду полагать, со смирением и терпением Ему покорять сердце свое, и от Него единого всего добра просить и ожидать, и друг к другу взаимную и нелицемерную любовь иметь и показывать. К этому нас Слово Божие и совесть наша руководствует, для этого мы возрождены, обновлены и оправданы в святом Крещении, чтобы приносить плоды правды.

Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам (Тит. 2:11-14).

Итак, внимай сему, возлюбленный христианин, и примечай, каковы приметы истинных христиан, которые веру оправдывающую в сердцах своих, как неоцененное сокровище, носят. Ибо хотя вера святая и есть дар духовный, никаким чувствам не подлежащий, однако внешне она проявляет себя плодами своими, как доброе дерево, и как искра, находящаяся в пепле теплотою своею, или как добрая и благовонная мазь, находящаяся в сосуде, благовонием своим. Ибо где вера святая, истинная и живая, там и благодать Святого Духа обитает, а где благодать Духа Святого, там плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23).

Давид святой, когда вопросил Господа: Господи! Кто обитает в жилище Твоем? Или кто вселится во святую гору Твою? – такой ответ через Духа Святого в сердце своем получил: Тот, кто поступает непорочно и делает правду, говорит истину от сердца своего, и прочее (Пс. 14:1-2 и след.), – что и нам в наставление наше объявил и написал. Жилище Божие есть Церковь святая, Кровью Христовою омытая и освященная (см. Тим. 3:15); гора святая есть небо; горний Сион – вечное и блаженное избранных Божиих жилище, как говорит апостол: оттого мы воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище (2 Кор. 5:2).

Совершенно без порока не нашелся никто из людей, потому что по свидетельству Писания, все согрешили и лишены славы Божией (Рим. 3:23). Один Христос не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (1 Петр. 2:22). Кто истинно и сердечно верует во Христа и, верою во Христа оправдавшись, приносит плоды оправдания без всякого лицемерия, тот поступает непорочно и обитает в жилище Божием, то есть в Церкви святой, и когда будет верен до смерти (Откр. 2:10), вселится во святую гору Божию.

Такой показывает веру свою от дел своих (Иак. 2:18); такой бодрствует и хранит одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его (Откр. 16:15); такие люди – земля добрая, приемлющая благословенное семя Божиего Слова, и иной приносит плод в терпении во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать (Мф. 13:23; Лк. 8:15). Это те, которые насаждены в доме Господнем, и во дворах Бога нашего процветут (Пс. 91:14). Это приметы и доказательства истинных христиан – в том, что они делают правду, по учению апостола: Знайте, что всякий, делающий правду, рожден от Него (1 Ин. 2:29), – как и ложных христиан доказательство в том, что они не делают правды: Всякий, не делающий правды, не есть от Бога (1 Ин. З:10).

Рассудив об этих приметах истинных христиан, осмотримся, христианин, находимся ли мы среди них, и постараемся принести плоды достойные покаяния, да не услышим от Господа в день Его: Не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды (Лк. 13:27).

Глава 9.

О христианском долге, который последует вере святой и из вышеписанных рассуждений следует