Collected Works, Volume 4

5) Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение, и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, и прочее (1 Тим. 6:7-9 и след.). Посему не должно нам сокровищ скрывать на земле, но – на небе (Мф. 6:19-20).

6) Жилище христиан – на небесах, по учению апостола (Флп. 3:20). Посему, если и притекает к нам богатство, не должно нам прилагать к нему сердца (Пс. 61:11), но через руки нищих туда предпосылать, где сокровище наше, ибо где сокровище наше там будет и сердце наше (Мф. 6:21).

(Смотри еще главу о презрении мира в первой книге).

§ 393. Христиане не тело тленное, но душу нетленную украшать должны.

1) Поскольку христиане в святом Крещении возродились и обновились по внутреннему человеку, который духовен, то того нового и внутреннего человека и украшать им должно.

2) Христиан от суетного телесного украшения должно отвратить начало одеяния. Читаем в святой Библии, что прародители наши прежде падения не имели одеяния, но наги были и не стыдились (Быт. 2:25), а после падения уже дано им одеяние, ради прикрытия наготы и срама их (см. Быт. 3:7-11, 21). Итак, начало одеяния нашего есть грех, потому одеяние наше обличает грех наш и показывает бедность нашу, и так должно нас смирять, а не возносить и пышность нам придавать. Должно нам на память приводить, что мы грешники и закона Божиего разорители с прародителями нашими. Посему и не должно нам от этого украшения суетной славы искать, но должно тем более смиряться и употреблять его для того, чтобы прикрыть бедное и нагое наше тело, а не для украшения, щегольства и пышности.

3) Стыд и срам для христианина тело, которое должно в землю обратиться, украшать, а душой бессмертной и к вечной жизни благодатью Божией возобновленной, пренебрегать и нагой ее оставлять.

4) Украшение христианское состоит не в золоте, серебре, каменьях дорогих и одеянии многоценном, которые суть сокровища мира сего и украшения сынов века сего, но в вере истинной и живой и в христианских добродетелях, в которые, как в драгоценности, христиане повседневно облекаться и которыми украшаться должны, дабы не наги ходили перед святейшими Небесного Отца очами, как учит апостол: Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение (Кол. 3:12), и прочее. Вот истинное и богатое христианское украшение! Эти драгоценности пред очами Божиими и святыми Ангелами Его благоугодны и для самих христиан душеспасительны.

5) Телесное украшение, как и всякая мира сего суета, на малое время, до смерти служит, ибо тогда все мира сего сокровище от нас отходит, так что и тело самое в земле оставляем, но духовное украшение, верою и плодами ее приобретенное, и самая смерть не отлучает от нас, но оно на оный век отходит с нами, и на всемирном собрании и Суде Христовом явится с нами и подаст о нас свидетельство Судии Праведному и всему миру, что мы не суете, но истине последовали.

6) Христиане к небесной великой вечери (Лк. 14:16), и преславному браку Агнца Христа (Откр. 19:7, 9), позваны. Итак, как желающие в чертог царский войти и на трапезе его сесть, украшают себя разнообразно, дабы не явиться перед царем земным гнусными и так не быть изгнанными, так особенно христианам, желающим войти в чертог Небесного Царя и возлечь на преславной той и пресладкой вечери, на которой возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом избранные Божии (Мф. 8:11), и насытятся от тука дома Господня, и потоком сладости Его будут напоены (см. Пс. 35:9), – подобает иметь одеяние брачное, достойное брака того, и им украсить себя, да никто не пострадает так, как пострадал пришедший на брак сына Царева без одеяния брачного. Ему Царь учинил выговор: Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде? И сказал слугам: Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных (Мф. 22:2-14).

§ 394. Христиане должны пищу и питье умеренно употреблять, по повелению Господнему: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими (Лк. 21:34).

1) Требует от них этого новое рождение, которое, как духовное, духовной пищей, Словом Божиим, молитвой и прочим укрепляется и растет, а всяким плотским излишеством умерщвляется и исчезает.

2) Апостол говорит: Царствие Божие не пища и питие, но праведность, и мир, и радость во Святом Духе (Рим. 14:17).

3) Излишние богатые трапезы и излишнее употребление дорогих вин не может быть как без обиды ближнего, так без оскорбления Божия величества. Ибо хотя они благочинно и без соблазна проходят, что весьма редко бывает, или без неправедного прибытка приготовляются, что также редко случается, однако излишество сие не допускает бедных и нищих людей снабжать. И так грешит любящий роскошь христианин против правды, которая учит нас делать то ближнему нашему, что хотим себе (Лк. 6:31; Мф. 7:12); грешит против Христа, Который повелевает убогих снабжать (Мк. 10:21; Лк. 14:13); грешит против любви христианской, которая велит нам брата нашего любить не словом или языком, но делом и истиною (1 Ин. 3:18); грешит и против естества своего, которое умеренностью довольствуется и излишеством обременяется; грешит и против заповеди: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и прочее.