Collected Works, Volume 4

Сыну своему богатое наследие и дочери изобильное приданое, которых любишь, приготовляешь; богатые расширяешь дома, кареты и коней украшаешь ради гордости и тщеславия; дорогими одеждами одеваешься ради щегольства и пышности; изобильными трапезами и винами друзей и гостей угощаешь ради плотоугодия и человекоугодия; и на прочие любимые твои утехи не щадишь имения своего, но ради Христа, ради Которого и души не должны мы щадить, что таковое делаешь?

С чем, с какой милостью отходят от тебя бедные сироты и вдовицы, которых велел Христос снабжать, и которые имя Христово тебе предлагают и просят от тебя милости? Праздны и с теми же слезами, с какими приходят!.. Так-то ты любишь Христа, что и между людьми, тобою любимыми и почитаемыми, не почитаешь Его!.. Такая твоя к Нему и благодарность!.. Он ради тебя души Своей не пощадил, чтобы тебя от смерти избавить, смерти же вечной, а ты ради Него и меди не хочешь подать! А где крест твой, который любящим Христа должно носить и вслед Его ходить?

Попран на земле лежит, и далеко отскочил ты от него, стыдишься и ужасаешься его, а с ним и Христа, Крест понесшего и на Кресте распятого. А что, когда нужда будет или отречься от Христа, или смерти жизнь свою в жертву принести, как то при гонителях Церкви было?

Себя ли и жизнь свою отдать восхочешь ради Христа, чего вера в Него и любовь к Нему от нас требует, если ради Него денег, меди, серебра и золота не хочешь дать, поносного слова и скорби претерпеть? Малого не хочешь сделать, великое ли сделаешь? Денег, славы и чести не хочешь ради Него презреть. Душу ли, которая человеку всего дороже, презреть восхочешь? Кто этому поверит?

5) Как еще человек человека любит и благодарит того, ходатайством которого честь и благородство временное себе получит, всему миру то известно. Христос вечное, высокое, небесное и неизреченное благородство нам исходатайствовал, то есть дал власть быть чадами Божиими, и дает то приемлющим Его верою: Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1:12). Но та же душа, чести и благородства любительница, не любит Христа и не благодарит Его за высочайшее то благодеяние. Что честь и благородство всякое мира сего против той чести? Всякая и царская честь, выше которой нет в мире сем, как грязь против золота и тьма против света, или даже ничто. Признаешь это за истину, христианин, если рассудишь верно о славе Божиих чад. Однако же за малое благодарит ходатая своего, но Христа, Который вечную славу Крестом Своим отворил нам, не благодарит. А так и всего того добра, которое Он заслужил, лишается, как неблагодарный.

§ 439. От этих и им подобных размышлений может в сердце христианина кающегося родиться печаль ради Бога, то есть что он Богу и Создателю своему и такового послушания, почитания, любви и благодарности не оказывал, какое послушание и почитание оказывает человеку, подобному или даже равному себе. Ибо все, начальники и подчиненные, по естеству равны, так как все люди одного естества. Если достойно есть почитать властелина – человека, – насколько больше – Бога, высочайшего и вечного Владетеля, Который и над властями нашими господствует и царствует. И если праведно есть благодарить благодетеля – человека, – насколько больше – Бога, Который благодетелей наших и наш Благодетель есть высочайший и первейший.

И если должно сожалеть об оскорблении человека, который по естеству своему зол: никто не благ, как только один Бог (Мф. 19:17), и который сам согрешает и оскорбляет, то насколько больше сокрушаться и сожалеть должно, что согрешаем и оскорбляем Бога, Который только один благ по естеству Своему, есть вечная любовь и благостыня, и никого не обидит и не оскорбляет, но, наоборот, всем по человеколюбию Своему благотворит и благотворить не престает. И если верим человеку, который есть ложь: всякий человек лжив (Пс. 115:2), то насколько больше подобает верить Богу, Который истинен и есть сама Истина. И если любим и почитаем искренне и нелицемерно отца нашего по плоти, то насколько большее Бога, Который нас и отца нашего создал, питает и прочими благами снабжает, любить и почитать должно нам, что без послушания быть не может.

И если бесчинствовать перед царем и низшим властелином или перед честным человеком или опасаемся, или стыдимся, то насколько больше опасаться должно то бесчиние показывать перед величеством Божиим, ибо Он везде есть и на всякие наши дела смотрит. И если защищаем честь монарха нашего, отца и господина нашего, тем более честь и славу Бога Вседержителя, Царя царей и Господа господствующих, защищать и хранить должно. Всякий человек, как ни велик, почти ничто перед Богом, и слава и честь его ничто перед честью и славой Божией. Словом, Бога более всего создания и себя самого, и всякого имени именуемого, любить, почитать, слушать и благодарить сама совесть научает и убеждает нас. И если человек не воздавал должного Богу, и познает перед Ним этот свой грех и свое ничтожество, то не может не сокрушаться сердечно, болезновать и печалиться ради Бога, которая печаль есть истинная и душеспасительная, каковой печали Сам Бог от нас в покаянии нашем требует: Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши (Иоил. 2:13).

Так опечалился Петр апостол, когда от Христа отрекся, и выйдя вон, плакал горько (Мф. 26:75).

Так оскорбился за Христа разбойник на кресте: Мы осуждены справедливо, – к другому разбойнику хулящему отвечал, – потому что достойное по делам нашим приемлем. Вот его признание своего греха и виновности! А Он (Христос) ничего худого не сделал, но неповинно страждет, страждет же то, что мы. Вот сожаление его Христу, неповинно страждущему! И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в царствие Твое! Здесь исповедание и через исповедание вера во Христа изображается! Вере его воспоследовало утешение от Христа: Ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23:41-43). Так и нам, христианин, должно в покаянии нашем печалиться, что Богу и Создателю подобающей чести не воздавали, не слушали Его и не любили Его больше всего. И от такой печали непременно последует утешение от Самого Бога, Который исцеляет сокрушенных сердцем, и обвязывает раны их (Пс. 146:3).

Глава 15.

Истинный христианин должен делать все дела свои во славу Божию

Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, по милости Твоей и истине Твоей.