Collected Works, Volume 4

Как нечто красивое им себя показывает, но эта красота после обращается им в болезнь и плач неутешный, когда при кончине жизни своей ничего более, как только уязвленную совесть и пагубу души отсюда относят. Примечайте это и разумейте, любители и чада мира! Ничего вы от любви мира не получите, кроме пагубы. Ибо кто любит мир, в том нет любви Отчей (1 Ин. 2:15). Ибо никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть (Мф. 6:24). Не может и христианин Христу служить и миру; надобно единого держаться, о другом же нерадеть.

Вознерадим же, о христиане, о мире, и послужим Христу, Который нас искупил Себе и призвал к Себе, дабы были истинно, а не лицемерно Христовыми. Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего (2 Кор. 5:15). Оставим мир миру, не знающему Бога истинного и Сына Его Иисуса Христа. Пусть язычники и идолопоклонники, не имеющие упования, притворною его красотою и сладостью утешаются, мы же к великим и неисповедимым благам, к вечной жизни и небесному царствию позваны и Духом возрождены. Пусть они в болоте и тине его валяются, как неомовенные. Мы же банею Крещения омыты, и чистою правды Христовой одеждою одеты, и приступили, – по слову апостольскому, – к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева (Евр. 12:22-24).

О, сколь дорогое и прекрасное у христиан одеяние – одеяние, Кровью Христовою купленное и преиспещренное, несравненно драгоценнее порфиры царской! Сколь преславное гражданство, которое имеют на небесах! Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 3:20).

Постараемся же, о христиане, это святое одеяние хранить, удаляясь от мирских нечистот, и, как учит апостол, удаляясь от плотских похотей, восстающих на душу (1 Петр. 2:11), а потеряв то, покаянием и слезами сыскать, дабы и жителями преславного вечного града быть, и получить вечные блага, которые приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2:9). Аминь.

Статья 6.

О должности христианской к ближнему

Об этой должности сказано в первой книге, в главе о любви, милости и прочем. Здесь та же должность изъясняется от подобия, взятого от членов тела человеческого, поскольку христианство – это духовное тело, по учению апостола Павла.

Как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.

(Рим. 12:4-5)

§ 444. Истинные христиане со Христом, как тело с главою, духовно соединены, о котором соединении прекрасно и утешительно святой Златоуст беседует так: «Смотри, Христос – Глава, мы же тело. Может ли быть какое между телом и главою расстояние? Он Основание, мы же здание. Он Лоза, мы же ветви. Он Жених, мы же невеста. Он Пастырь, мы же овцы. Он Путь, мы же идущие. Мы церковь, Он Живущий в ней. Он Первенец, мы же братия. Он Наследник, мы же сонаследники. Он Жизнь, мы же живущие. Он Воскресение, мы восстающие. Он Свет, мы просвещаемые. Все это соединение являет» (Беседа 8-я на 1-е Послание к Коринфянам). Но как со Христом, так и друг с другом, как единого тела члены и единую Главу – Христа, имеющие, соединены христиане. Посему, последовательно, такая должность требуется от христиан друг к другу.

§ 445. Христиане должны между собою мир и согласие о Христе иметь. В вещественном теле все члены согласны и мирны пребывают: рука на руку, нога на ногу, око на око и на прочие члены не враждует, но что один член делает, то и другие; куда одно око смотрит, туда и другое; куда одна нога ступает, туда за нею и другая ступает. Так и в прочих телесных членах великое согласие между собою и во всем составе имеется. Так Творец устроил, иначе бы не мог цел быть состав. Такое согласие должно быть и в духовном теле, то есть в христианстве. Союза и мира сего причину полагает апостол: Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф. 4:4-6). И в другом месте: Все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом (1 Кор. 12:13).

К этому миру и увещевает христиан: Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа (Евр. 12:14). Такой союз мира был у христиан первенствующей Церкви, как святой Лука об этом свидетельствует: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа (Деян. 4:32). Погрешают те христиане и от должности своей уклоняются, которые друг с другом ссорятся и друг с другом враждуют, а так и с Богом иметь мира не могут, пока во вражде пребывают. Ибо хотящему мир иметь с Богом, должно с братом прежде примириться, по слову Господню: Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой, и прочее (Мф. 5:23-24). И если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших, – говорит Господь (Мф. 6:15). То же изображается и притчею о царе и должнике его и товарище того должника (Мф. 18:23-35). А кому отпущения грехов нет, тот и мира с Богом иметь не может, следовательно, и гневу Его подлежит, и всему временному и вечному бедствию, которое Божию гневу последует.