Collected Works, Volume 4

О должности судей и к суду приходящих

Выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его; не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд – дело Божие.

(Втор. 1:1-17)

§ 462. Истинное правосудие необходимо в суде нужно, так что без него праведного суда быть не может, но только вид суда. Оно в том состоит, в чем и дело правды. Оно требует, чтобы правого оправдать, а виноватого осудить; чтобы насилованный был защищен, насиловавший смирен, озлобленный удовольствован, озлобивший наказан, дабы и прочие страх имели. Следовательно, правосудие в деле суда лица не знает, как повелевает Бог: не различайте лиц на суде; но только дела смотрит и слушает.

Ему богатый и нищий, сановитый и простой, земляк и иноземец, сродник и несродник, друг и враг, знакомый и незнакомый в деле суда равны. Оно богатого и нищего, сановитого и простого, друга и врага, сродника и чуждого означает виноватым, когда находит в нем неправду, и того правым судит, когда дело его оправдает. Это и значит – не взирать на лица на суде. Потому правосудие не неприлично уподобляется человеку, имеющему закрытые глаза, потому что в суде не смотрит на лица, но только дела слушает; уподобляется имеющему одно отверстое, другое закрытое ухо, ибо одним доносчика слушает, другое ответчику бережет; уподобляется весам, ибо дело на рассуждении, как на весах положенное, мерит и рассматривает, и на которую сторону правда перевесит, к той и оно склоняется, пристает и ту похвалит и оправдает.

§ 463. Четыре вещи более других правосудию быть не попускают и суд праведный превращают: страсть лихоимания, страх человеческий, любовь плотская и ненависть к врагам. Лихоимание привлекает руку судьи к принятию даров, и ради тех научает оправдать богатого, хотя бы и виноват был, и осудить нищего, хотя бы и прав был. Страх человеческий может сердце судии превратить, когда высшие лица, которым сам судья подчинен, виноватого защищают и грозят судье лишением сана, или иным чем, если по их желанию не сделает.

Любовь плотская, например, любовь братьев, сродников, друзей и прочих любимых, которые или ходатайствуют о виноватом, или сами в суде являются виноватыми, ударяет судейское сердце и хочет вес правосудия превратить. Ненависть к врагам, которые судятся с друзьями судьи или иными какими лицами, не врагами его, может судью развратить, когда являются по суду враги его правыми, а друзья и прочие виноватыми, и побуждает друга, как любимого, оправдать, и врага, как наветчика, осудить. Эти четыре вещи более других враги правосудия! сии хотят правду свергнуть с престола своего и посадить неправду! Судьям благочестивым должно не на лица, но на дела смотреть, и дарами не прельщаться, и страха человеческого не бояться. Если судья руку прострет на дары и по ним будет судить, то на месте правды маммону поставит и вместо судебного места торжище учинит. Если ради страха человеческого неправду сделает, человека, а не Бога, Который правду повелел хранить, бояться будет и человеческий страх Божию страху предпочтет. Если любовью друзей преклонится, то Бога, возлюбившего его, оставит и оскорбит. Если ради вражды врага осудит, то мстить будет, а не судить, и злобу совершать, а не суд производить.

И так, когда что-нибудь из этого учинит, перестанет быть праведным судьей, следовательно, и истинным христианином. Без правды и совести доброй как судьи праведного, так и истинного христианина быть не может. Если судья хочет правду и благочестие хранить, то должен недвижимо стоять, ни на одну, ни на другую сторону (не уклоняясь), и против всего выше прописанного подвизаться, дабы служить правдою Богу, а не маммоне неправдою. Никто не может служить двум господам. Невозможно служить и Богу и маммоне (Мф. 6:24). Страх человеческий страхом Божиим да прогонит, и да укрепит себя упованием на Бога, суду Которого и высшие и низшие власти и судьи подлежат. Любовь плотскую да погасит любовью Божией, и ненависть вражью да победит терпением и кротостью. И так правосудие сохранится, и правда над неправдою торжествовать будет.

§ 464. К хранению правосудия поощряет судей следующее:

1) Бог – Вечная Правда, Который правдою благоугождается и неправдою раздражается, Который в суде невидимо присутствует, и судейские замыслы, намерения и дела видит, и слова слышит, и в книге Своей записывает, и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения (1 Кор. 4:5), и к судьям через пророка Своего говорит: Не делайте неправды на суде (Лев. 19:15).

2) Христианская должность, которая требует, чтобы оправдания плоды показывали, и правду творили, и совесть свою хранили. Хотя всем христианам необходимо нужно правду хранить, если хотят христианами быть; тем более судьям, которые как лучшие и разумнейшие от всех избраны, и, как светила, на высоком месте поставлены, и потому должны свет правды издавать, и прочих к правде приводить.

3) Клятвенное обещание, которое судьи учинили перед Богом и святым Его Евангелием, и обещались правду хранить, защищать, и неправду искоренять, и в том совести своей свидетеля Бога призывали. Сия их такая важная присяга да подвигнет их к хранению правды, которая нарушиться не может без хуления и бесчестия имени Божия и их явной погибели. Бог поруган не бывает, Который обещание их, и присягу, и призывание Своего имени во свидетельство совести их слышал.

4) Целость и благополучие общества, в котором и сами они заключаются, которое от правды хранимой созидается и процветает, от неправды разоряется и падает. Откуда разбой, насилия, хищения и всякая неправда в злых? От неправды судейской. Правда судейская искореняет зло, но неправда научает злу. Один и другой злой человек откупился мздою от казни, с этой надеждою и многие злу поучаются, и так растет и умножается зло. Отсюда гнев Божий и страшные суды посылаются на отечество. Общая неправда общею казнью казнится. Нынешний век видит зло сие, в котором попрана правда, и неправда место свое имеет. Видим зло сие, и оплакиваем, и воздыхаем, дабы призрел Господь на слезы бедных вдовиц и сирот и отвратил зло то. Да подвигнет судей общее благополучие к хранению правды, и общее неблагополучие да отвратит от неправды.