Collected Works, Volume 4

1) От истинного богопознания последует истинное богопочитание и благочестие.

2) Чем кто более Бога познает, тем усерднее Его почитает и заповеди Его соблюдает.

3) Беззаконная жизнь – это признак незнания Бога, по учению апостола: кто говорит: «Я познал Его», – но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины (1 Ин. 2:4).

4) Отсюда видишь, что не тот Бога знает, кто много о Боге говорит и учит, а живет несогласно учению, но тот, кто благочестиво живет, Бога боится, любит, и заповеди Его соблюдает.

5) Видишь еще, что истинная вера и истинное богопознание неразлучны, то есть где истинное богопознание, там и истинная вера, и наоборот: где истинная вера, там и истинное богопознание.

6) Видишь, что неисправные христиане, как Бога не знают истинно, так и истинной веры в Бога не имеют, хотя и исповедуют Бога.

7) Отсюда следует, что они вне Церкви святой находятся, хотя и ходят в церковь, и думают, что Бога призывают, но от Христа им нет никакой пользы, пока они чистосердечно не обратятся и не перестанут грешить.

§ 315. Прославляется имя Божие:

1) Когда Святое Писание, пророками и апостолами проповеданное, за истинное Его слово принимаем, и как дар Его великий, нам, недостойным, от Него посланный, почитаем, дар, который пророки и апостолы Его принесли от Него и вручили нам. И когда всему, что в нем благоволил открыть, без сомнения веруем, и исповедуем Бога Истинного так, как пишется об Аврааме: не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу (Рим. 4:20).

2) Когда истинно веруем во имя Единородного Сына Его Иисуса Христа, в Святом Писании проповеданного, по написанному: Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его (Ин. 20:31).

3) Когда о Божественных Его свойствах, показанных в Святом Писании, правильно мудрствуем и исповедуем, особенно там, где честь и слава имени Его святого требует, например, перед врагами Божиими, которые или не признают Его, или зло и хулительно о Нем мудрствуют. Отсюда бывает в рабах Божиих горячая ревность о славе Божией перед Его врагами. Отсюда вольное страдание и смерть принимают те, которые лучше желают страдать и умереть, нежели слышать имя Бога своего презираемым и хулимым, что сделали святые мученики и исповедники, как читаем в священной церковной Истории. Отсюда бывает, что все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3:12). Ибо благочестивые как делом жития своего, так и словом об истине свидетельствуют, а этого злой мир не любит, и потому гонит свидетелей истины.

4) Прославляется имя Божие, когда поведаем дивные Его дела и чудеса, и воспеваем Сотворившего их. Ибо для того и написаны они в священных книгах, чтобы, на них взирая, мы познали силу и всемогущество Того, Который это сотворил, и, удивляясь дивным делам Божиим, познали, сколь дивен и чуден Тот, Который такие славные дела творит. Таких чудесных дел Божиих преисполнены книги Ветхого Завета. В Новом Завете чудо чудес – то, что Бог явился во плоти (1 Тим. 3:16), на земле с людьми пожил, от рабов Своих злых за рабов Своих грешных пострадал, умер, воскрес и вознесся во славе. Видим это великое и умам нашим непостижимое дело Бога нашего. Удивляемся и познаем из этого, что Тот Бог, Который мир создал, милостиво и промышляет о нем. Буди слава Ему вовеки!

5) Прославляется имя Божие терпением неповинных рабов Божиих, когда они за истину и честь Бога своего, не только имений своих, но и жизни своей не щадят, и тем доказывают, что силен Бог, за Которого страдают и Который немощную плоть на такое страдание и терпение укрепляет. И надежда, ради которой страдают, не суетна, но явна. Почему читаем в Церковной истории, что и сами враги их терпению удивлялись, и познавали Божию силу, укрепившую их, и так к тем, которых мучили, присоединялись и прославляли имя Божие.

6) Прославляется имя Божие несомненной на Него надеждой. Ибо так показываем, что Истинен Бог, Который обещал избавить, Всесилен, Который может спасти, Премудр, Который знает, как спасти, Благ, Который хочет спасти уповающих на Него. И так несомненной надеждой на Бога исповедуем Божию истину, всемогущество, премудрость и благость. А так отдавая Богу то, что Его принадлежит, отдаем Ему и славу Его. «Самая великая Ему от нас слава и честь, – говорит святой Иоанн Златоуст, – когда мы уповаем на силу Его, хотя это и противным кажется тому, что этими очами видим. И что ты дивишься тому, что Богу великая честь от того, что мы не сомневаемся? И подобные нам люди в великую себе поставляют честь, когда мы не сомневаемся, но веруем их обещаниям, в которых представляют нам нечто временное и тленное» (Беседа 39 на Книгу Бытия).