Collected Works, Volume 5

Письмо шестьдесят восьмое

Просишь, чтобы я написал тебе еще о Спасителе нашем. Хорошо, и мне это полез­но. Предлагаю тебе о том (рассуждение).

Читаем в Евангелии, что когда Сын Бо­жий был двенадцати лет и когда по обычаю Матерь Его святая с Ним и с Иосифом при­шла в Иерусалим на праздник Пасхи и, по окон­чании дней праздника, возвращалась в свой дом, то на пути заметила, что возлюбленного Сына Ее не было с ними, и, поискав Его меж­ду родственниками и знакомыми и не найдя Его, возвратилась в Иерусалим взыскать Его. Где же Его нашли? Слушай, что говорит еванге­лист: Через три дня нашли Его в храме, сидяще­го посреди учителей, слушающего их и спраши­вающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его (Лк 2:46-47).

Примечай здесь, брат:

1) Где Спаситель наш Господь обретен святой Матерью Своей? Не на торжище, ни на ином подобном месте, но в церкви, где за­кон Божий толковался. Там Его отыскала, си­дящего посреди учителей, и слушающего их, и спрашивающего их. Так и ныне в тех сердцах Он обретается, которые в законе Господнем день и ночь поучаются. В них Он звание Свое учительское совершает; слушает их, сердечно молящихся Ему, и отвечает им в сердцах их; просвещает их светом Своим, вразумляет, умудряет, открывает тайны Свои и в удивле­ние приводит; возбуждает в них истинную и живую веру, возжигает любовь и учит смире­нию и кротости. А удаляется от тех, которые суету, ложь и беззакония замышляют и в тех поучаются. Рассуждай об этом и поучайся в законе Господнем. Блажен муж, который не пошел на совет нечестивых, и на путь грешных не встал, и на седалище губителей не сел: но в законе Господне воля его, и в законе Его поучит­ся день и ночь (Пс 1:1-2).

2) Премудрость, и разум, и ответы Его, для отроческого возраста необычные, показыва­ли, что Он есть ипостасное Слово Божие, От­чая премудрость и сила, во плоти явившаяся и между людьми живущая. Все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.

3) Сын Божий, ипостасная Божия прему­дрость, не гнушался слушать людей – зако­ноучителей, тем более нам, хотя считаем себя мудрыми, должно слушать всякого – и пре­зираемого, и простого, и неученого, – когда полезное что говорит; смотреть не налицо, но на слово, и рассуждать не о том, кто говорит, но о том, что говорит. Ибо часто простой и аз­буки не знающий лучше скажет, нежели муд­рец. Рассуждай об этом.

4) Христос Сын Божий, Отрок, в церкви обретенный и сидящий посреди учителей, учит нас Своим примером, что от юности должно нам учиться закону Божию и в цер­ковь Божию ходить на молитву и слушание Божия Слова. Блажен тот, кто лета юности своей в том проводит. Как семя, посеянное в свежей земле, лучше растет, нежели на дру­гой, так и семя Слова Божия лучше и удобнее прозябает в юном сердце, нежели в застаре­лом и мирской любовью упоенном. Посколь­ку юное сердце еще свежее и суетами мирски­ми не наполнено, оно удобнее принимает Слово Божие, нежели сердце, оскверненное мирской суетой.

В пустой сосуд все удобно вливаем, а на­полненный сосуд надо прежде освободить и потом уже, что потребно, вливать. Поэтому детей своих прежде всего учи закону Божию и прочему христианскому благочестию. Не сле­дуй тем родителям, которые детей малых ино­странным языкам, красноречию и танцам на­учить стремятся, а закон Божий оставляют. Ни малейшей искры христианства не имеют таковые родители и детей своих в тот же ров влекут, как слепые. Они детей своих на вре­менную жизнь рождают, но своим нерадени­ем и примером вечную жизнь отнимают у них. Старайся же на юном сердце сеять доб­рое семя, чтобы в совершенном возрасте при­несло добрый плод. От доброго семени доброго и плода ожидаем, как от злого злой плод рож­дается.

Спасайся.

Письмо шестьдесят девятое

Что далее последовало? Куда Сын Божий со святой Матерью и Иосифом обратился?