Collected Works, Volume 5

Я писал тебе, что Бог, милосердный Со­здатель наш, будучи нелицеприятельным, ра­ди всех нас, погибших, послал Сына Своего, чтобы спасти нас. Итак, Христос ради всех и каждого, ради меня, тебя и другого в мир при­шел, родился, пострадал и умер: один умер за всех, – учит Павел (2 Кор 5:14). Из этого мо­жешь уразуметь, что значит истинно и сер­дечно веровать во Христа, а именно:

1) Признать Его за истинного Бога, второе Лицо Святой Троицы, воплотившегося от Пресвятой Богородицы, Девы Марии.

2) Признать Его за истинного Мессию, праотцам и отцам ветхозаветным обещанно­го, пророками проповеданного, в мире ожи­даемого и от Бога Отца на спасение мира по­сланного.

3) Признавать и иметь Его всякому верую­щему за Своего Искупителя и Спасителя, что он как прочих, так и его искупил от клятвы закона; как за прочих, так и за него Себя пре­дал; как за прочих, так и за него страдал и умер, – и кроме Него иного посредника к по­лучению вечного спасения не признавать, но в Нем едином начало и конец спасения своего полагать; любовь Его и благодеяния, всему ми­ру оказанные, всякому верному себе присваи­вать. То есть: я и ты, если от сердца веруем в Не­го, должны от сердца говорить: Иисус Сын Бо­жий мой Искупитель, мой Спаситель, мой По­мощник, мой Заступник, моя жизнь и прочее, ради меня пришел в мир, пострадал, умер и Своей смертью меня от смерти избавил, – и почувствовать это в сердце своем, а не только устами говорить.

Это есть свойство истинной, сердечной и живой веры – Бога своим Богом от сердца нарицать. Так апостол Павел говорит: Живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и пре­давшего Себя за меня (Гал 2:20). Сын Божий всех возлюбил и за всех Себя предал, но Пав­лова верная душа себе это присваивает. Так и Фома к Нему говорит: Господь мой и Бог мой (Ин 20:28), – хотя Он и всех Господь и Бог есть. Это свойство веры во многих местах Пи­сания показывается, а особенно в псалмах, где Псаломник Бога своим Богом, царем, заступ­ником, помощником, прибежищем, защитни­ком, и прочее, называет, показывая веру свою в Него. Так Сам Бог называет Себя Богом Авра­ама, Богом Исаака, Богом Иакова (Мф 22:32), ради веры их в Него, хотя Бог всех есть Бог. Так к Нему Дамаскин святой поет: «Пою тя, слухом бо, Господи, услышах и ужасохся. До мене бо идеши, мене ища заблуждшего», и прочее (Гласа 2-го песнь 4). И в другом месте: «Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование», и прочее (Гласа 8-го песнь 4).

Ибо и дети (одного) отца – каждый своим отца называет, один говорит: отец мой, и дру­гой также говорит: отец мой, хотя отец (его) и всех их есть отец, потому когда вообще говорят о нем, то его называют общим своим отцом, говоря: отец наш то и то делает, или сказал нам, или приказал, и прочее. Также и верные, общую веру в Бога показывая, назы­вают Его Богом и Отцом своим, говоря: Бог и Отец наш, – и молятся Ему: Отче наш, и про­чее. А когда каждый свою веру особенно хочет показать, то говорит: Бог мой, Создатель мой, Заступник мой, Господь мой, Царь мой, Спа­ситель мой, и прочее. Ибо вера сердечная – это как малое детище, к матери своей прилеп­ляющееся, и при ней быть всегда хотящее, и во всяких нуждах к ней руку простирающее.

Так и вера, все создания оставив, к Богу, от Которого произошла, всегда прилепляется, и в нуждах к Нему единому прибегает и помо­щи просит и защиты, и на Него – как на Бо­га своего, всесильного, премудрого, истинно­го, и потому никогда не лгущего, милосерд­ного и благоутробного Отца, в Котором все свое блаженство полагает и от Которого отлу­читься за крайнее бедствие поставляет, так же, как дитя малое при матери быть за безо­пасность и блаженство свое поставляет, и от­лучиться от нее за бедствие свое; – так, гово­рю, вера на Него, Бога, Создателя и Отца сво­его, всю свою надежду полагает и Его крепко держится, как Защитника и Помощника сво­его, уповая на всесильную Его помощь, ми­лость и неложное обещание: Не оставлю тебя и не покину тебя (Евр 13:5).

Ибо, что верным вообще обещается от Бо­га, то всякая верная душа себе присваивает в особенности, и то благодеяние, которое Бо­гом всему миру оказано, она для себя привле­кает. Павел святой обо всех верных вообще говорит: Христос сделался для нас премудрос­тью от Бога, праведностью и освящением и ис­куплением (1 Кор 1:30), – верная же душа все то себе присваивает, говоря: Христос моя пре­мудрость, правда, освящение и избавление, ибо ведает совершенно верная душа, что без Христа нет правды, нет освящения, нет из­бавления, и всякая премудрость без Христа – буйство. Верой во Христа всякий умудряется, оправдывается, освящается и избавляется. Без Христа же всякий мудрец безумен, всякий праведник грешен, всякий чистый нечист, и всякий без Него погибает. Ибо во Христе как благословение, так и блаженство всякое ду­ховное всем и всякому верному Богом обеща­но, и в Писании Святом написано, и верой просящим и надеющимся подается. Словом, всякому верному должно Христа со всеми Его благодеяниями, всему миру явленными, себе присваивать.

И воистину так есть. Ибо если Христос всех возлюбил и Себя за всех предал, то и ме­ня и тебя возлюбил, и за меня и тебя Себя предал, поскольку и я и ты в числе всех. Если за всех пострадал и умер, то и за меня и тебя, поскольку и я и ты в числе всех, и прочее. Ибо Бог лицеприятия не имеет, и Христос равно за всех умер, хотя смерть Его тем только полез­на, которые истинной верою Его принимают и благодарное сердце Ему являют. Если Хрис­тос всех грехи на Себя взял и за них пострадал и умер, то и за мои и твои, ибо и я и ты в чис­ле всех, и прочее.

Видишь, что есть вера во Христа. Можешь отсюда видеть и то, что, кто такую веру имеет, тот не захочет грешить, но всяким грехом будет гнушаться, ведая, что Христос, Искупитель его, горькую чашу страдания пил за грехи, – и ничего ради такого Искупителя своего не по­щадит в знак благодарности к Нему. И не толь­ко деньги, когда просит кто ради Христа, но и душу свою, в случае нужды, ради славы и чести Его отдаст, и ко всякому страданию и терпению готовым себя покажет ради любви Его, а не ра­ди заслуги какой, ведая, что Христос все ему за­служил страданием и смертью Своей из любви, как ко всем, так и к нему. И воистину всякому верному должно это делать ради единой любви и благодарности к Искупителю своему, Кото­рый нас не серебром и золотом, но честною Сво­ею Кровию искупил (1 Пет 1:18). Ибо, что ни де­лаем и что ни терпим ради имени Его, должное отдаем Ему, поскольку Он прежде возлюбил нас (1 Ин 4:19), и предал Себя за нас, так что, хотя бы мы всю жизнь нашу, каждый день страда­ли ради Него, то и так ничего бы не могли Ему воздать. Что воздадим Господу нашему за все, что Он даровал нам? (Пс 115:3)

Словом, всегда должниками находимся пред Ним, что ни делаем ради Него, ибо ни­чем и никак не можем Его отблагодарить. Ибо заслуги Его, ради нас учиненные, – бес­конечны, как и Сам Он бесконечен, будучи Богом, и мы – создание Его, душа и тело на­ше – Его, и весь состав наш – Его, и то, что живем и движемся, – Его милость, и жизнь временную и вечную нашу Ему приписать должно. Его хлебом питаемся, Его питьем прохлаждаемся, Его одеждой одеваемся, Его светом просвещаемся, Его огнем согреваем­ся, в Его покоях живем, и прочее, и что хотим и делаем Ему угодное, Его благодати припи­сать должны, ибо без Него не можем делать ничего (Ин 15:5). Что же наше собственное? – Немощь, растление, тьма, злость, грехи... Слава Его милосердию!

Спасайся.

Письмо двенадцатое