Collected Works, Volume 5

Спасайся.

Письмо семьдесят пятое

Как явился Спаситель наш Сын Божий миру?

Ответ. Евангелие святое повествует нам, что когда люди приходили ко святому Пред­тече креститься от него, пришел и Христос Сын Божий креститься от него, и хотя Крес­титель отказывался крестить Его, познав Его как Господа и Бога своего, явившегося во плоти, но повинуясь повелению Его, как Гос­пода своего, крестил Его. Тогда над крестив­шимся Христом явился Дух Святой телесным образом, как голубь, и глас с небес услышался: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф 3:17).

Здесь видим:

1) Бог Триипостасный явился миру: Сын Божий во плоти крестился, Дух Святой в виде голубя на Него сходил, Отец с небес гласом Своим свидетельствовал.

2) Видим, что все три Лица, Отец, и Сын, и Святой Дух, о нашем спасении промышляют. Тот же Бог, Который создал нас по образу Своему, нас, падших, и спасает.

3) Видим, возлюбленный, как Бог милосердный печется о нашем спасении. Сын благоволил во плоти явиться благоволением Отца и содействием Святого Духа: Отец свидетельствовал о Нем, и Дух Святой это утверждал.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, помиловавшему нас! Не будем же нерадеть о сей великой Его благодати, дабы потом бесполезно не каяться.

4) Отец Небесный, с небес свидетельствуя о Сыне Своем, увещает нас, чтобы мы Его во всем слушали, чему ни учит нас, если хотим спастись, и потому на Фаворе, те же слова го­воря, добавил: Его слушайте (Мф 17:5). Как бы так нам говорил: «Погибли вы из-за свое­го непослушания, – Я к вам, погибшим, по­слал Единородного Сына Моего, чтобы спасти вас. Примите же Его, как должно, и слушай­тесь Его во всем, чему Он вас будет учить, – и тогда спасетесь». Будем же, брат, познавать Посланника и Святителя исповедания наше­го Иисуса Христа, и будем слушаться Его, и в Нем говорившего Отца, дабы спастись.

5) С такими свидетельствами, гласом Небесного Отца, и явлением Святого Духа, и проповедью великого пророка Иоанна, явился миру Господь Иисус, и вышел на проповедь святого Евангелия.

6) Примечай здесь, что Крещение святое нас освящает, как грешных. Но во Христе не было чего омывать и освящать, ибо Он был безгрешен, однако, прикосновением святой плоти Своей, Он наше Крещение освятил.

7) Смотри, возлюбленный, на смирение Господа нашего Иисуса. Много грешников шли на крещение к Иоанну; Он же, един свят (Откр 15:4) и безгрешен, более того, Тот, Кото­рый берет на Себя грех мира (Ин 1:29), – меж­ду ними, как один из грешников, шел к Крес­тителю, просил крещения; Господь, Который освящает крещение, просил у раба, потому и Иоанн возбранял Ему: Мне надобно крестить­ся от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне (Мф 3:14)? Смотри, как смирился ради нас Господь наш, как не погнушался к грешникам примешаться, между грешниками идти, рабу Своему главу подклонить, от него Крещения просить, и кре­ститься, и водой, которую создал, омываться, не имея скверны и порока. Слава смиривше­муся ради нас Сыну Божию! Будем же подра­жать и мы такому смирению, дабы вознестись.