Collected Works, Volume 5
О должности убогих
Убогие, которые принимают милостыню, должны быть благодарны и Богу, являющему им Свою милость через человека, и человеку, дающему и в нуждах им помогающему, и его как своего благодетеля любить, почитать и в молитвах своих поминать. Обязанность богатого – подавать, нищего – благодарно принимать и усердно молиться за дающего. Однако, даже если принимающие милостыню и не молятся задающего, милостыня, поданная от доброго сердца, сама по себе, больше всех людей молится, и непрестанно ходатайствует к Богу, и милости у Него дающему беззвучно просит.
58. О должности дающих и принимающих взаймы.
Дающих
Христианская любовь и обязанность велит взаймы давать просящему, по слову Христову: Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся (Мф 5:42). Видим, что многие христиане не хотят давать взаймы без лихвы или процента, но видим и то, что от этого многие беды и напасти бедным должникам последуют. Многие из них в крайнюю скудость и нищету приходят, многие в темницах, как злодеи, сидят и страдают. Христианин! Ты взаймы давай, но проценты брать берегись.
1) Это противоречит естественному закону: «Чего себе не хочешь, того и другому не делай». Никто не хочет платить проценты, потому и сам проценты не должен брать.
2) Сама совесть возбраняет брать процент. Зачем же брать тебе то, что не твое? Требуй и возьми то, что твое. Сверх данного брать – лихоимство. Будь же, христианин, доволен твоим, а чужого не касайся, и спокойна будет совесть твоя.
3) Святое Божие слово возбраняет брать процент: Взаймы давайте, не ожидая ничего (Лк 6:35), – говорит Господь.
4) Между великими грехами полагается процент или лихва, как видим в Псалме 14-м: Сребра своего не отдавал в рост (Пс 14:5). Читай сам прилежно этот псалом и увидишь истину.
5) Нигде в Священном Писании не видим, чтобы Бог позволял брать процент или лихву. Берегись же, христианин, делать то, что Богом не позволено.
6) Сама христианская любовь ужасается и отвращается от этого, и возбраняет тебе брать с ближнего твоего то, что его, а не твое есть. Последуй же правилу христианской любви – и не будешь брать процента.
7) Сам рассуди, что лучше и ближе закону естественному, любви и должности христианской: брать или не брать проценты? Обязательно признаешь, что лучше и ближе не брать, нежели брать. Избери же лучшее.
8) Безопаснее и пред Богом всевидящим, и пред праведным Его судом не брать, нежели брать проценты. Избери же безопаснейшее.
9) От процентов люди в большее убожество и нищету приходят, как выше сказано. Христианская же обязанность велит недостатки ближнего восполнять, а не делать еще большими, и помогать ему, а не разорять его. Берегись же под видом помощи разорять ближнего, и взаймы давай, а сверх данного ничего не принимай.
10) Возразит кто: я, мол, беру процент с богатых, а не с бедных.
Ответ. Христианская любовь и обязанность (как выше сказано под номером 57) велит людям убогим давать просто из милости, и без возврата, и им в нуждах помогать, не говоря уже о том, чтобы взаймы давать и не брать с них процентов. Кто с убогих проценты берет, тот великое бесчеловечие делает и последнюю искру совести потерял. Возлюбленный! Рассмотри прилежно вышеописанные пункты, и помни о Страшном Суде Христовом, и тогда будешь давать взаймы, но процентов брать не будешь. Подлинно я в том тебя уверяю.
11) Когда должник в такую скудость и нищету придет, что действительно не имеет чем отдать заимодавцу, христианская любовь требует, чтобы заимодавец или потерпел, или, что лучше всего, долг должнику простил.
Христианин! Действительно твой должник тот, который взял у тебя взаймы, но ты должник Божий. Он тебе веществом должен, а ты Богу – грехами. Его долг против твоего греховного очень мал, каким бы великим ни был. Прося же у Бога прощения тьмы талантов, прости ближнему твоему сто пенязей. Пощади бедного, дабы и тебя Бог пощадил. Будь, человек, милостив к человеку, дабы без зазрения совести помолиться Богу: Боже! будь милостив ко мне грешнику (Лк 18:13)! Берегись посадить в темницу подобного тебе человека, а может быть, что и лучшего, дабы не подвергнутся тебе той же участи, которая постигла злого евангельского раба (Мф 18:32-34). Помни написанное: Суд без милости не оказавшему милости (Иак 2:13). Смотри еще об этом пункт 57.