Collected Works, Volume 5

Спасайся.

Письмо семнадцатое

По желанию твоему отвечаю и знаки ис­тинного покаяния описываю, которые при­мечаются из Святого Писания и церковной истории, и в нынешних людях, истинно каю­щихся, и в книгах святых отцов и церковных учителей изъясняются. Ты примечай и рас­суждай о себе, имеются ли они в сердце тво­ем. Ибо без истинного покаяния Евангелие и Христос, во Евангелии проповедуемый, ни­какой нам не дадут пользы. Пластырь к ране прилагается, и лекарь к больному, признаю­щему немощь свою, приходит. Так и утешение евангельское сердцу сокрушенному подается.

1) Изменение сердца к лучшему и исправле­ние греховной жизни. Ибо истинно кающийся как от прежних отстает грехов, и ненавидит их, и гнушается ими, так и от других бережется.

2) Плоть распинает со страстями и полотя­ми (Гал 5:24), то есть славу, честь, плотоугодие мира сего за ничто имеет. Страсти свои: гнев, злопамятство, похоть, ненависть, зависть, сре­бролюбие, и прочее – усмиряет и укрощает.

3) Пищу, питье, одежду, и прочие вещи и средства для поддержания жизни – ради нужды употребляет, а не ради угождения пло­ти. То есть одежды требует только ради при­крытия и согревания, а не ради красоты; пи­щу и питье употребляет ради подкрепления немощи плотской, а не ради услаждения. Ему все равно, в каком доме жить, в богатом или в убогом, только чтобы покой был.

4) Поминая прежнее свое беззаконное жи­тие, ужасается Божия суда, так как тем не что иное заслужил, как осуждение и ад, и усердно молится и припадает пред Богом милосердным, дабы помиловал его, но приводя на память при­меры согрешивших и покаянием получивших милость у Господа, и сам тоже надеется на ми­лость Божию, и так надеждой милости утеша­ется. И подобный удар страха и ужаса бывает человеку в самом начале покаяния его, так что и к отчаянию его преклоняет. Поэтому та­ковому грешнику кающемуся нужно прочи­тывать и памятовать утешительные Писания места и примеры покаявшихся грешников и милость получивших, дабы не впал в пагубу всеконечного отчаяния.

5) Рассуждая о величестве Божием и своей подлости, ибо Бога, Создателя, Искупителя и высочайшего Благодетеля своего, Которого должен любить и почитать, раздражал и прогневлял, и Того, Которого Ангелы и все свя­тые со страхом воспевают и хвалят, он, земля и пепел, не боялся, и Того, Которому обязан тем, что живет, и движется и есть, и бытие свое, душу и тело и весь состав свой от Него имеет, и Божие есть все, чем питается, напаи­вается, одевается и прочими благами снабжа­ется, – такого Благодетеля не любил, но все­гда оскорблял, и к Нему неблагодарен был, и Его величеству не отдавал достойного почте­ния, какового Создатель от создания требует. Об этом, говорю, и прочем рассуждая, ругает себя, гневается сам на себя, укоряет самого се­бя, печалится и сокрушается сердцем, а часто и плачет и рыдает, и желает, чтобы того не бы­ло, что грешил, но уже, что было, того не воз­вратить.

И такая печаль от любви происходит, и это есть истинная, христианская печаль – печа­литься не ради пагубы своей, но ради того, что Бога, Создателя и Искупителя своего про­гневал. Такую печаль имеющий будет печа­литься, хотя бы и муки и царствия небесного не было. Ему вместо муки то одно есть, что он Бога, Который есть едина благость, любовь, правда, святость, милосердие и бесконечное добро, оскорбил и прогневал. Такая печаль – это жертва, Богу благоприятная. Так печалил­ся апостол Петр, который от страха отрекся от любимого Иисуса Христа, и выйдя вон, плакал горько (Мф 26:75). И эта печаль вселяется в ка­ющееся сердце от размышления о Божиих бла­годеяниях, грешником презренных, и не скоро после обращения, но после немалого времени, но ее всем христианам должно иметь.

6) Истинно кающийся сам себя уничижает как пред Богом, так и пред людьми, рассуждая, что в себе ничего не находит, кроме грехов, растления и немощи. Душу имеет, но помра­ченную грехами, и тело, но растленное теми же грехами, и думает о себе как о городе или доме, опустошенном и разграбленном разбойника­ми, или как о путнике, попавшемся разбойни­кам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым (Лк 10:30). Поэтому признает от сердца свое недостоин­ство и, подражая блудному сыну, исповедует­ся пред Небесным Отцом, говоря: Отче!я со­грешил против неба и пред тобою и уже недо­стоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих (Лк 15:18-19). И утеша­ется милостью благоутробного Небесного От­ца, которая открыта для всех кающихся, и для него, как одного из всех.

Однако утешается Божией благодатью, во Христе Иисусе обещанной. Это есть ис­тинное смирение, которое Божию благодать к себе привлекает. Ибо смиренным Бог дает бла­годать (Иак 4:6). И сердце сокрушенно и сми­ренно Бог не уничижит (Пс 50:19).

8) Прошедшее время, как во грехах и без­закониях прожитое, оплакивает, и желал бы возвратить его, но, что уже прошло, того не возвратить.