Collected Works, Volume 5

4) Поминая прежнее свое беззаконное жи­тие, ужасается Божия суда, так как тем не что иное заслужил, как осуждение и ад, и усердно молится и припадает пред Богом милосердным, дабы помиловал его, но приводя на память при­меры согрешивших и покаянием получивших милость у Господа, и сам тоже надеется на ми­лость Божию, и так надеждой милости утеша­ется. И подобный удар страха и ужаса бывает человеку в самом начале покаяния его, так что и к отчаянию его преклоняет. Поэтому та­ковому грешнику кающемуся нужно прочи­тывать и памятовать утешительные Писания места и примеры покаявшихся грешников и милость получивших, дабы не впал в пагубу всеконечного отчаяния.

5) Рассуждая о величестве Божием и своей подлости, ибо Бога, Создателя, Искупителя и высочайшего Благодетеля своего, Которого должен любить и почитать, раздражал и прогневлял, и Того, Которого Ангелы и все свя­тые со страхом воспевают и хвалят, он, земля и пепел, не боялся, и Того, Которому обязан тем, что живет, и движется и есть, и бытие свое, душу и тело и весь состав свой от Него имеет, и Божие есть все, чем питается, напаи­вается, одевается и прочими благами снабжа­ется, – такого Благодетеля не любил, но все­гда оскорблял, и к Нему неблагодарен был, и Его величеству не отдавал достойного почте­ния, какового Создатель от создания требует. Об этом, говорю, и прочем рассуждая, ругает себя, гневается сам на себя, укоряет самого се­бя, печалится и сокрушается сердцем, а часто и плачет и рыдает, и желает, чтобы того не бы­ло, что грешил, но уже, что было, того не воз­вратить.

И такая печаль от любви происходит, и это есть истинная, христианская печаль – печа­литься не ради пагубы своей, но ради того, что Бога, Создателя и Искупителя своего про­гневал. Такую печаль имеющий будет печа­литься, хотя бы и муки и царствия небесного не было. Ему вместо муки то одно есть, что он Бога, Который есть едина благость, любовь, правда, святость, милосердие и бесконечное добро, оскорбил и прогневал. Такая печаль – это жертва, Богу благоприятная. Так печалил­ся апостол Петр, который от страха отрекся от любимого Иисуса Христа, и выйдя вон, плакал горько (Мф 26:75). И эта печаль вселяется в ка­ющееся сердце от размышления о Божиих бла­годеяниях, грешником презренных, и не скоро после обращения, но после немалого времени, но ее всем христианам должно иметь.

6) Истинно кающийся сам себя уничижает как пред Богом, так и пред людьми, рассуждая, что в себе ничего не находит, кроме грехов, растления и немощи. Душу имеет, но помра­ченную грехами, и тело, но растленное теми же грехами, и думает о себе как о городе или доме, опустошенном и разграбленном разбойника­ми, или как о путнике, попавшемся разбойни­кам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым (Лк 10:30). Поэтому признает от сердца свое недостоин­ство и, подражая блудному сыну, исповедует­ся пред Небесным Отцом, говоря: Отче!я со­грешил против неба и пред тобою и уже недо­стоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих (Лк 15:18-19). И утеша­ется милостью благоутробного Небесного От­ца, которая открыта для всех кающихся, и для него, как одного из всех.

Однако утешается Божией благодатью, во Христе Иисусе обещанной. Это есть ис­тинное смирение, которое Божию благодать к себе привлекает. Ибо смиренным Бог дает бла­годать (Иак 4:6). И сердце сокрушенно и сми­ренно Бог не уничижит (Пс 50:19).

8) Прошедшее время, как во грехах и без­закониях прожитое, оплакивает, и желал бы возвратить его, но, что уже прошло, того не возвратить.

9) Обиду всякую, нанесенную себе, прощает и, видя ближнего согрешающим, не осуждает, но соболезнует ему, поминая, что и сам в та­ком же бедствии был.

10) Ум и сердце свое от времени и мирских вещей отвращает и обращает к вечности и блаженной, и неблагополучной, и усердно старается и молится, чтобы блаженную полу­чить, а от неблагополучной избавиться, и прочее. Это знаки истинного покаяния, кото­рого, как себе, так и тебе усердно желаю.

Спасайся.

Письмо восемнадцатое

Достойно ты спрашиваешь, как отпуще­ния грехам и исцеления язвам душевным ис­кать, ибо надобно прежде знать источник, от которого эта целительная, животворящая и прохлаждающая нас вода проистекает, и тогда из него черпать с верой подобает, чтобы про­хладить души наши, грехами и страхом суда Божия сокрушенные.

Я тебе на это отвечаю из святого Божия Слова. Сыны Израилевы, исшедшие из Егип­та и пустыню проходящие, когда угрызаемы были змеями, взирали на змею, вознесенную Моисеем по повелению Божию, и так от язв смертоносных змеиных исцелялись (Числ 21:9). Так нам, угрызаемым змием адским, змием древним, дьяволом, который прароди­телей наших в раю уязвил, должно взирать ве­рой на Христа Сына Божия, ради наших грехов на древо вознесенного, и у Него с умилением и сокрушением сердца просить исцеления от язв греховных. Без Него исцеления нам не бывает. Ибо Он Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин 1:29). И вознесение той змеи знаменует вознесение Сына Божия на Крест, как Сам Христос это истолковал: Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы вся­кий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3:14-15).