Collected Works, Volume 5

Вот видим, каковы плоды плотского и ка­ковы духовного рождения. Святое Писание, когда повелевает нам удаляться от греха, по­велевает удаляться от плодов ветхого, то есть плотского рождения, а когда учит творить до­бро, учит показывать плоды нового рожде­ния. Уклоняйся от зла и делай добро (Пс 33:15). Да отступит от неправды всякий, исповедую­щий имя Господа (2 Тим 2:19).

Возлюбленные христиане! Мы, слава Бо­гу, вновь рождены и обновлены в святом Кре­щении, как выше сказано. Осмотримся же, показываем ли плоды нового рождения? Жи­вем ли так, как требует новое рождение? Ибо рождение не может быть чем-то мертвым, но должно быть живым, поэтому должно и пло­ды сообразные себе показывать. Покажем же и мы плоды нашего нового рождения, чтобы не явиться бесплодными перед Господом на­шим и не услышать страшного Его слова: Не знаю вас (Мф 25:12).

Слово шестое. О брани между плотью и духом, находящейся в христианине

Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

(Гал 5:16-17)

Всякий христианин, как выше сказано, имеет два рождения: ветхое, то есть плотское, и духовное, новое; и они, одно другому, во всем противоположны. Плотское рождение есть плоть, духовное же есть дух. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин 3:6). А поскольку оба эти рожде­ния друг другу противоположны, то отсюда восстает вражда и борьба между плотью и ду­хом в христианине: плоть желает противного духу, а дух – противного плоти.

Плоть хочет умертвить дух, дух же хочет умертвить плоть.

Плоть хочет покорить дух, дух же хочет покорить плоть.

Плоть хочет обладать духом, дух же – плотью.

Плоть хочет гордиться, величаться, возноситься; дух же не хочет, но хочет смиренномудрствовать.

Плоть хочет гневаться, злиться, ссориться, мстить делом или словом; дух же этого не хочет, но хочет все с кротостью прощать.

Плоть хочет блудодействовать и прелюбодействовать, но дух от этого отвращается и хочет целомудрия.

Плоть хочет чужое похищать, красть, грабить всяческим образом, но дух от этого отвращается, и хочет от своего подавать.

Плоть хочет лукавить, льстить, лгать, хитрить, обманывать и лицемерить, но дух все это ненавидит и хочет пребывать в истине и поступать просто.

Плоть хочет человека ненавидеть, а дух хочет его любить.

Плоть хочет в праздности жить, лениться, но дух от этого отвращается и хочет в благословенных трудах упражняться.

Плоть хочет гулять, пьянствовать, банкеты и пиршества устраивать, но дух от этого отвращается и хочет или умеренно жить, или поститься.

Плоть хочет славы, чести, богатства в ми­ре этом искать, но дух все это презирает и только к одним вечным благам стремится, и прочее. Так, плоть желает противного духу, а дух – противного плоти.

Христианину, как обновленному, не по плоти, но по духу должно жить и плоть духу покорять по апостольскому увещанию: По­ступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти (Гал 5:16). А это значит рас­пять плоть со страстями и похотями (Гал 5:24), попечения о плоти не превращать в похо­ти (Рим 13:14), удаляться от плотских похотей, восстающих на душу (1 Петр 2:11), ходить в обновленной жизни (Рим 6:4), не позволять греху над собою царствовать (Рим 6:12), жить для Христа, умершего за нас и воскресшего (2 Кор 5:15).

Возлюбленные христиане! Осмотримся, ведем ли мы эту внутреннюю борьбу, нахо­димся ли мы в этом спасительном подвиге, ходим ли в обновлении жизни, противимся ли склонностям и похотям плотским, не поз­воляем ли греху царствовать и обладать нами? Ибо только те Христовы, которые распяли плоть со страстями и похотями (Гал 5:24). Что пользы называться христианином, но не быть христианином? Истинного христианина по­казывает не имя христианское, а подвиг про­тив плоти и всякого греха. Не все, что плоть требует, позволять ей должно. Требует пищи, требует питья, требует одежды, требует упоко­ения и прочего, что ей нужно – дадим, но когда хочет того, что воле Божией и закону Его противно, – не попустим ей, дабы не только по имени, но и по сути быть христиа­нами. Аминь.