Collected Works, Volume 5

О, бедный грешник! Пробудись и очувст­вуйся. Если же не сделаешь этого, то сама Кровь Христова, ради тебя пролитая, возопиет об отмщении на тебя. Послушай, что про­рок Божий от лица Божия говорит тебе: Обли­чу тебя, и представляю пред лицом твоим грехи твои (Пс 49:21). То есть все твои злые дела, слова, мысли, замыслы, и начинания в след за тобой пойдут на тот век и на всемирном суде Христовом явятся, и получишь за них достой­ную свою мзду. Если не хочешь ныне с поль­зой для себя покаяться и так благодатью Хри­стовой спастись, то тогда будешь каяться, но поздно и бесполезно. Встань, спящий, и вос­кресни из мертвых, и осветит тебя Христос (Еф 5:14), владычествующий над всеми Бог, благословенный во веки веков. Аминь.

Слово десятое. О смерти

Человекам положено однажды умереть.

(Евр 9:27)

Смерть сильна подвигнуть к покаянию. Смерть нам известна и неизвестна. Известна, так как все умрем, а неизвестна, потому что не знаем, когда, как и где умрем. Чем больше живем, тем больше сокращается наша жизнь, и уменьшаются дни наши, и мы приближаемся к смерти, и уже сегодня ближе к ней, нежели вчера были, и в этот час, нежели час назад. Смерть за каждым невидимо ходит, и восхищает его тогда, когда он не ждет. Почти все люди, а особенно здоровые и крепкие, мечтают так, помышляя в себе: я еще поживу, невидна еще кончина моя, соберу и буду насыщаться собранными благами. Но тут неожиданно нападает на него смерть, и тогда погибают все мечтания и помышления его (Пс 145:5). Скоро умирает тот, который обещал себе долгую жизнь. Кто хотел собирать и богатеть, оставляет и мир и в мире тело свое. Так неизвестна нам кончина, христиане. Человеколюбивый Бог, имея о нас попечение, сделал для нас неизвестной кончину нашу, чтобы мы всегда к ней были готовы и пребывали в истинном покаянии.

С чем человек от этого мира изыдет, с тем явится и на суде Христовом. Грешники! Рассу­дим прилежно об этом и покаемся, дабы с гре­хами нашими не отойти на тот век и на Страш­ном Суде не явиться. Бог милосердный обещал нам благодать и милость Свою явить, но завт­рашнего дня не обещал. Будем же тщательно внимать сему, и воспрянем от сна, и, помня о смерти нашей, исправим себя и подготовим к исходу, дабы блаженно скончаться. Блаженны мертвые умирающие в Господе (Откр 14:13).

Тот умирает в Господе, кто в покаянии, и вере, и истинной молитве умирает. Страшен для всех час тот. Все святые, взирая на тот час, плакали и так человеколюбивого Бога умилостивляли, дабы избавил их в тот. Удивительно, что святые, смотря на час тот, плачут, а грешники не плачут, хотя и каждый день видят, как умирают братья их.

Грешники бедные! Почему мы спим? Вот, дьявол, как вор, крадет спасение наше. Запе­чатлеем же в памяти нашей час тот, и будем готовы. От смертного часа будет человек или вечно блажен, или вечно беден. Тут всякому отворяются двери к вечности, и пойдет он или в счастливую, или в несчастливую веч­ность. С этого момента начинает человек или вечно жить, или вечно умирать. Где ныне жившие до нас и в роскоши, и сластях, и не­раскаянии пребывавшие? Отошли от мира этого, и все свои утехи оставили, и пребывают в своих местах, и последнего суда ожидают, где по делам своим сполна воспримут. Поэто­му, пока еще не пришел к нам час сей, обра­тимся чистым сердцем к Богу нашему, и с Ним покаянием и верой примиримся, дабы вечную жизнь получить. Об этом увещевают и молят нас святые апостолы в своих писаниях: От имени Христова, и как бы Сам Бог увещева­ет через нас; от имени Христова просим: при­миритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2 Кор 5:20-21). Аминь.

Слово одиннадцатое. О страшном суде Христовом

Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его.

(Откр 22:12)

Возлюбленные христиане! Трепещу и со­дрогаюсь от страха, слыша и размышляя над этими словами: Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по де­лам его. Кто это говорит? Бог великий и страшный. О чем говорит? О том, что Он сам идет судить вселенную и воздать каждому по делам его.