Collected Works, Volume 5

12) Лучше утешаться и веселиться вечно, нежели временно. Ибо временное все мину­ет, а вечное всегда пребывает и, как река, не­престанно течет. Где те, которые в веселостях мира сего пожили? Нет их, и веселости их кончились. Но претерпевшие ради благочес­тия утешаются в лоне Авраама, и память их пребывает в род и род. Так после суетного и краткого веселья следует вечная скорбь и го­ресть, а после краткой, и благочестия ради претерпленной скорби наступает вечное уте­шение и веселье. Душа благочестивая, как только отойдет из тела, как из темницы, тот­час чистейший и яснейший свет видит, и во свете видит свет (Пс 25:10), и начинает но­вое, благоприятное веселье, радостное, спо­койное, мирное, безмятежное, славное, веч­ное и блаженнейшее житие, и забывает все, что в мире с ней ни приключилось. Тогда ви­дит и получает все обещания Божии, о кото­рых слышала в святом Божием слове. Этого, как себе, так тебе и всем получить желаю.

Напутствие новоначальному иноку

Ты пошел в монастырь по своему желанию. Живи же. Бог тебе Помощник, брат! Убежал ты от сродников и от мира, отрекись же от мира, который в сердце нашем живет, то есть от тщеславия, гордости, лености, осуждения, презрения, негодования и прочего, и блажен будешь.

Помощь в этом такая:

1) Отлучай всегда мысль от мира сего, то есть вспоминай, что все здешнее, и сладкое, и горькое, кончится, и наступает смерть, которая нечаянно приходит и похищает людей. Где ныне предки наши? В своих местах. И мы за ними пойдем. Далее будет Суд Христов, от которого одни (праведные) в вечную жизнь, а другие (грешные) в муку вечную пойдут. Помышляй об этом часто, особенно ночью, ибо тогда время тихое и удобное для размышления.

2) Усердная и частая молитва. Часто молись и понуждай себя к молитве, когда не бывает охоты и усердия. Без молитвы человек ни в чем не преуспеет.

3) Когда скука находит и тоска, тогда осо­бенно поминай написанное в первом пункте, и падай на землю, и молись и воздыхай к Гос­поду. Ибо это искушение. Так сатана хочет те­бя к миру опять обратить. Смотри, крепись и не поддавайся, и говори так: хотя умру здесь, не отойду. И поистине – лучше умереть, неже­ли назад возвратиться: никто возложивший ру­ку свою на плуг и озирающийся назад, не благона­дежен для царствия Божия, – говорит Христос (Лк 9:62). И блажен не тот, кто начал, но кто окончил. Рассуждай и помни, что пишу.

4) Бывают злые помыслы у начавших искать Господа. Если с тобой такое случается, или, может быть, и сейчас есть, смотри, тотчас отбрасывай, как искру от руки. Они бывают от дьявола попущением Божиим, к наказанию нашему или искушению. И прилежно молись Богу, чтобы помог победить, и они со временем отойдут, а когда отойдут, вновь ожидай. Ибо всегда перемена бывает в духовном деле: то ясно, то смутно, как и на воздухе. И милости Божией ожидай без сомнения.

5) Когда людьми, ненавидящими истину, презираем или гоним будешь, терпи велико­душно и молчи, и взирай на Христа, все ради нас претерпевшего. Терпением вашим спасай­те души ваши, – говорит Христос (Лк 21:19). Смотри, в терпении спасаются души, а не в прохлаждении. А где терпение, там и бедст­вие. Терпение без бедствия не бывает, и мно­гими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие, – говорит апостол (Деян 14:22).

6) Между делом и молитвой читай книги полезные, а особенно Евангелие и Апостол, и рассуждай. Ибо чтение без рассуждения не приносит пользы.

7) Мои прежние письма, и прочее прочитывай, и обо мне грешном молись. Об этом с покорностью прошу.

Спасайся.

Увешание к монашествующей братии