Collected Works, Volume 5

VII. Живя в монастыре, надобно трудить­ся, читать полезные книги и молиться. Эти три вещи тебе нужны, но делать это советую попеременно, то есть то читать, то трудиться, то молиться, так чтобы и малейшего времени не прошло в праздности, разве только когда разговор будет о душеполезных вещах, как-то: о царствии Божием, о спасительном во­площении Сына Божия, и о прочем. Тогда разговор этот сам будет побуждать к молитве и благодарению Бога. Так поступая, избе­жишь лености и праздности. Так человек не­заметно в добродетельной жизни с помощью Божией будет преуспевать, чего я как себе, так и тебе желаю.

VIII. На всякого христианина, но особен­но в монастыре уединенного, находит скука, уныние, печаль и тоска. В таком случае долж­но обратиться к рассуждению о вечности, царствии небесном, муке вечной и прочем. Такое рассуждение всякое уныние и суету прогоняет. Также должно молиться, возды­хать и петь песни духовные, и так печаль и скуку победишь. Ибо лучше здесь все времен­ное терпеть, а там вовеки веселиться, нежели здесь временно с миром гулять, и там вовеки мучиться. Рассуждай об этом.

IX. Если унынию и скуке будешь подда­ваться, то еще большее уныние на тебя восста­нет, и со стыдом изгонит тебя из монастыря. А если будешь против него стоять и побеждать предписанным образом, то всегда после побе­ды последует радость, утешение и большая духовная крепость. Всегда у подвизающихся бывает попеременно то печаль, то радость. Как под небом бывает то мрак, то буря, то хо­рошая погода, так и в душе нашей бывает то печаль, то искушение, как буря, то утешение и радость, как ясная приятная погода. И как после непогоды бывает приятное солнце, так после искушения и печали сладкое бывает нам утешение.

Вот тебе, по обещанию моему, написал по силе моей, как в монастыре жить. Впрочем, читай и мое посланное прежде наставление. Это можешь и прочей братии своей сообщить ради пользы. Наконец всякого, кому эти пункты понравятся, прошу молиться обо мне, грешном, который сии пункты написал. А ко­му не нравятся, тот, как хочет, так пусть и ду­мает. Воли человеческой связать и уст затво­рить никто не может.

Ваш доброжелатель, недостойный Тихон епископ

Утешение благочестивой душе, невинно терпящей бесчестие

Есть двоякое наказание Божие: вечное и временное. Вечное наказание готовится лю­дям нечестивым, беззаконным и нераскаян­ным грешникам. Этого им никак не избежать, как они себя ни ласкают. Низведет Он на грешников сети: огонь, и сера, и дух бурный – их доля из чаши (Пс 10:6). Временное наказа­ние претерпевают люди благочестивые, бого­боязненные и старающиеся заповеди Божии сохранять. И это наказание Божие – Отечес­кое, милостивое и от любви происходящее. Ибо так написано: Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает, и прочее (Евр 12:6).

Так Человеколюбивый Господь наказыва­ет здесь человеколюбиво рабов Своих верных, чтобы там их помиловать, по слову апостоль­скому: судимы, наказываемся от Господа, что­бы не быть осужденными с миром (1 Кор 11:32). Бьет, как Отец, чад Своих и исправляет, чтобы подать им наследие вечной жизни. Ибо и са­мые благочестивые люди не без греха. В От­кровении Иоанновом написано об избран­ных Божиих, которых он видел стоящими пред Престолом Божиим: Это те, которые пришли от великой скорби (Откр 7:14). И в Де­яниях апостольских написано: многими скорбями надлежит войти в царствие Божие (Деян 14:23, и в прочих местах).

Видите, что скорбный путь ведет к вечной жизни. Итак, терпи здесь все, что ни приклю­чится, чтобы там не терпеть, но, получив веч­ную жизнь с претерпевшими здесь всякую скорбь и наказание, с ними прохладиться, утешиться и прославиться в царствии небес­ном. В Притчах Соломоновых так написано: славе предшествует уничижение, смирение предшествует славе (Притч 18:33). То есть пе­ред славой, которая в будущем веке будет да­на благочестиво живущим, бывает им в мире сем уничижение, поругание, посмеяние, по­ношение, укорение и злословие. Итак, на­сколько благочестивая душа здесь, в мире сем, претерпит поношения, укорения, зло­словия, уничижения, клеветы и прочего зла, настолько в будущем веке прославится.

Терпи же всякое поношение, укорение, злословие и поругание со всякой кротостью и молчанием, и не мсти ни делом, ни словом поносителям и ругателям своим, но прежде всего молись за них по примеру Христову. И так будешь следовать Христу, Который был миром поруган, уничижен и обесчещен, Ко­торый был поношением у людей и уничижением в народе (Пс 21:7), и с Ним прославишься во царствии Его. Тогда обратится временное твое бесчестие в вечную честь, временное твое бес­славие – в вечную славу, уничижение – в по­хвалу, и всякая скорбь и злословие – в вечное утешение и радость. Поверь этому и крепись, уповай на Господа, мужайся, и да крепится серд­це твое, и уповай на Господа, – увещевает Свя­той Дух всякую страждущую душу (Пс 26:14).

Спасайся о Христе.

Совет мой и наставление некоему брату