Collected Works, Volume 5
Письмо четвертое. О том же
Спрашиваешь: что нужно делать, чтобы иметь живую веру?
Ответ. Христос говорит нам: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф 7:7). Надо просить, искать и стучаться. Надо и молиться, и трудиться, и размышлять о способах, которыми эта вера с помощью Божией возжигается в сердце. Делай же так:
1) Часто вспоминай о воплощении Сына Божия и размышляй о Нем. Ибо Он начальник и совершитель веры (Евр 12:2). Вспоминай и размышляй, как великий Бог и Творец неба и земли ради тебя в мир пришел; как родился плотью от Девы и как Бог человеком и Сын Божий Сыном человеческим благоволил стать и нарицаться; как на земле пожил, подобно одному из убогих, и среди грешников пребывал, и как ради грешников ходил, трудился, голодал, жаждал; как хулы и поношения Бог, Ангелами почитаемый, от грешников терпел и гоним был.
Вспоминай ту ночь, в которую Он скорбел, тосковал, ужасался и рыдал с коленопреклонением пред Отцом Своим Небесным, и как явившимся Ему Ангелом с небес укрепляем был: и был пот Его, как капли крови, падающие на землю (Лк 22:44). Вспоминай ночь, в которую учеником продан и предан был в руки беззаконных, и, связанный, веден был на сонмище, и судим был Судия всех, и по лицу ударяем, и поруган, и уязвлен, и оплеван был, и всеми оставлен был. Вспоминай то утро, в которое беззаконными людьми Своими к Пилату приведен, и, как развратник, Учитель истины пред ним оклеветан был, и от него к Ироду послан и укорен, и поруган, и осмеян был.
Вспоминай то время, в которое вопили на Него народы к Пилату: Возьми, возьми, распни Его (Ин 19:15)! – и предпочли Ему Варавву, разбойника, злодея и убийцу; то время, когда предал Он хребет Свой биющим и ланиты Свои поражающим (Ис 50:6); когда воины надели на Него багряницу, и тернием увенчали, и оплевали, и тростью били, и, как царя, с поруганием приветствовали: Радуйся, Царь Иудейский (Мф 27:28, 29)! – когда на распятие, при стечении народа многого, как осужденный, веден был, и нагим ко кресту пригвожден был, и между двумя разбойниками, как злодей, повешен был, и проходящими мимо осмеян был, и когда жаждал, уксус, воинами поднесенный к Его губам, вкусил.
Твердо же уверься, что Он твой Искупитель, Избавитель, Спаситель, Помощник, Защитник, надежда, и жизнь вечная, и все блаженство, и кроме Него и без Него нет тебе никакой надежды и спасения.
Когда обо всем этом рассудишь и уверишься, непременно благодатью Святого Духа возбудится в сердце твоем живая вера в Него – вера, любовью, благодарением, терпением и прочими добродетелями действующая и живность свою показывающая. Когда таковая вера возбудится в сердце твоем, то непременно почувствуешь веру и в Небесного Его Отца. Ибо, познав, что Сын Божий пришел тебя спасти и пострадал за тебя, тотчас познаешь и любовь к тебе Небесного Отца, Который ради тебя Сына Своего не пощадил, но на страдание и смерть предал. Ибо благоволением Небесного Отца и Своей волей Иисус Сын Божий пострадал за нас. А оттуда последует несомненная надежда вечной жизни и блаженства и исполнения всех обещаний Божиих милостивых: Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего (Рим 8:32)? Такое великое и дивное дело сотворил Бог, что Сыну Своему ради нас воплотиться и пострадать благоволил, как всего обещанного нам ради Него не исполнит? Верен Господь во всех словах Своих (Пс 144:13), незыблема милость Его к нам, и истина Господня пребывает во век (Пс 116:2).
2) Писание Святое представляет нам, что Бог везде есть и все видит, и на все наши дела, помышления, начинания и намерения смотрит, и разумеет, и всякое слово слышит. Поверь же, что Он и при тебе есть, и ты пред Ним все делаешь, мыслишь, начинаешь, и замышляешь, и говоришь, и всякое твое дело, помышление и слово Он гораздо лучше тебя знает, – и твердо веруй в это, без сомнения. Тогда, без сомнения, одушевление в душе твоей почувствуешь, и страх, и трепет, благоговение, и осторожность в делах своих и помышлениях будешь иметь; и ходить пред Ним будешь так, как ходят пред царем подданные его, пред отцом дети его и пред господином рабы его, и берегутся всего худого, и стараются все делать доброе. Смотри на Него оком ума и веры так, как смотришь на царя, или господина, или отца твоего, бывая при них, – как пророк сказал о себе: Всегда я вижу Господа пред собою, ибо Он возле меня, дабы мне не поколебаться (Пс 15:8). Он недалеко от каждого из нас, хотя и не видим Его (Деян 17:27). Уверься в этом твердо и тогда непременно все иное почувствуешь внутри себя, тогда породится в тебе дух страха Божия, благоговения, надежды, молитвы, и прочее.
3) Когда молишься, думай без сомнения, что ты пред Богом стоишь и припадаешь пред Ним, и просишь Его о нужде своей, и беседуешь с Ним так, как подданный пред царем своим стоит и просит его, – и тогда породится в тебе дух смирения, и страха, и надежды. Ибо Бог насколько велик есть, настолько же и благ безмерно, и истинен. Рассуждение о величестве Его устрашит и смирит тебя, но рассуждение о благости Его и истине ободрит тебя и утвердит в надежде, что Он обещал услышать нас, призывающих Его во истине (Пс 144:18-19).
4) О Святом Писании уверься твердо, что он есть истинное Слово Божие, слово уст Божиих; уста Господни сказали то, и Он как всем, так и тебе в Писании Своем говорит. Тогда последует в сердце твоем благоговение и усердие к почитанию и хранению Слова Божия. Тогда с пророком от сердца твоего воззовешь к Богу: Благ мне закон у cm Твоих, лучше множества злата и сребра (Пс 118:72). Ибо если письмо царя земного, к тебе посланное, или слово сказанное почитаешь и стараешься исполнить, то тем более слово Царя Небесного в великой чести будешь иметь. Ибо насколько Бог отстоит от царя земного, как человека, настолько слово Его святое честнее и драгоценнее слова человеческого. Почитаешь ли Бога высочайшим почитанием, чего вера от тебя требует, – почтешь и слово Его святое больше всего.
Отсюда последует усердное хранение заповедей Его святых и вера святым Его и милостивым обещаниям и откровениям. Бог тебе говорит, тебе заповедует, тебе открывает, тебе обещает милость Свою, тебя призывает к покаянию и вечной жизни, и прочее, в Писании Своем. Он лицеприятия не имеет, как человек: как всем, так и тебе равно дал слово Свое святое ко спасению души.
5) Уверься сердечно, что Бог как обо всех, так и о тебе промышляет. Солнце Его для тебя сияет, Он дождит на тебя, Он тебе пищу, питье, одежду и дом дает. Он твою жизнь охраняет и бережет от козней дьявольских и прочие благодеяния каждый день и час и минуту тебе делает, так что и малейшей минуты без благодеяния Его жить не может человек. Все это по единой благости и человеколюбию делает тебе преблагой Бог. Что отсюда последует, как не любовь к Нему, и усердное благодарение, и тщательное воли Его исполнение, без чего любви и благодарения быть не может? Ибо если человека, который малое некое благодеяние оказал тебе, любишь и благодаришь, то тем более Бога, всех благ Подателя, от Которого все имеешь, и бытие твое, и жизнь твою, будешь любить и благодарить. Ибо сама совесть к тому убеждает.