Collected Works, Volume 5

6) Уверься и не только устами исповедуй, но и сердцем веруй, что Христос есть Бог еди­носущный Отцу и Духу, одно из Лиц святой Троицы, и ради тебя пришел в мир, и родился от святой Девы, и пожил на земле, и постра­дал, и умер плотью, и восстал из мертвых, и так тебе устроил спасение вечное. Что оттуда вос­последует, как не удивление благости Божией, и сердечное благодарение, и любовь к Нему и Небесному Его Отцу, благоволением Которого воплощение Сына Его учинилось? Поверь, любезный, истину тебе говорю: сколько раз живой верой будем рассуждать об этом вели­ком деле, столько раз в удивлении и некоем исступлении будем находиться. Невозможно довольно надивиться благости Божией к нам грешным, хотя и во всем, но особенно в деле нашего спасения. Воистину дивное сотворил Господь (Пс 97:1)! Хотя все истории прочитай и всю природу исследуй, не найдешь примера такого, с которым великое и дивное дело во­площения Божия можно было бы достойно сравнить. Бог великий и непостижимый, Гос­подь и Царь вечный, ради раба Своего непо­требного, и, что более того, ради врага Своего пришел в мир и во плоти явился, и пострадал, и умер ради него, чтобы его вечно блаженным сделать.

Благословен Бог, благоволивший так! Прочитай со вниманием апостольские посла­ния, а особенно Павла святого, и увидишь, как апостолы великому сему делу Божию удивляются и прославляют благость Его. Сам Христос Господь наш представляет нам к удивлению благость сию Божию. Так возлю­бил Бог мир, что отдал Сына Своего Единород­ного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3:16).

Велико то, что Бог мир из ничего создал, но еще более велико то, что воплотиться ради человека, отступника и врага Своего, благо­волил. Здесь ум, не только человеческий, но и ангельский оскудевает и притупляется в размышлении. Созданный ум не может до­стойно прославлять сие, поскольку может только истинно удивляться этому. Буди имя Господне благословенно отныне и до века (Дан 2:20)! Рассуждай об этом почаще и всегда бу­дешь в удивлении и благодарении сердечном.

7) Уверься точно и утвердись, что истинно есть Тело Христово и Кровь Его в святейшей Евхаристии, – и это убеждение научит тебя, с каким страхом, почитанием и благоговением приступать должно к этому великому Таинст­ву. К царской трапезе идут люди со страхом и приготовлением и благоговением, – к этой ли божественной трапезе приступая, не вос­трепещешь? Тогда не будешь много говорить в молитве, но одно повторять будешь: «Поми­луй Господи, очисти Господи, да не опален бу­ду, яко сено сухое, огнем». Ибо Святые Тайны святым подаются, как иерей возглашает на Литургии: «Святая святым». И тут удивляться будешь благости Божией, что Тело Христово и Его Кровь пресвятая нам, бренным и недо­стойным, подается в духовную пищу, и от сердца будешь благословить и благодарить Его за это великое Таинство Его, и, поминая сие, будешь себя исправнее вести в жизни твоей, не захочешь осквернить совесть и душу твою грехами, но всячески будешь стараться жить так, как христианину достойно. Это од­но отвращать тебя будет от всякого греха и подвигнет ко всякому добру.

8) Поверь истинно, что будет суд Христов всемирный, и ты со всеми предстанешь на су­де том пред Судией Богом, и ответ воздашь за все твои дела, слова и помышления злые. Что оттуда последует, как не страх суда сего, ис­тинное покаяние, сокрушение и сердечное воздыхание, и молитва, дабы тебе на том суде не осудиться и не услышать ответа страшного от Судии: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный (Мф 25:41)!

Суд человеческий страшен людям, и к не­му они всяким образом приготовляются, что­бы не постыдиться, – тебе ли не будет стра­шен суд Божий, на котором лицеприятия не будет, и всякое дело, слово и помышление твое явно пред Ним, как ныне, так и тогда будет, если не очистишься покаянием? Обли­чу тебя и представлю пред лицом твоим гре­хи твои, – говорит Бог через Псаломника (Пс 49:21). Воистину обличит всякого греш­ника! Воистину представит грехи его пред ли­цом его! Воистину пожелают тогда в пещерах и камнях скрыться те, которые ныне не до­вольствуются малыми некими покоями, но новые всегда замышляют и строят. Тогда они познают, что они ничто, но здесь за великое себя почитают.

Уверься же о суде том, и тогда иным бу­дешь, нежели прежде был и есть ныне. Вер­ное о нем рассуждение переменяет человека, из плотского духовным делает. Не захочет человек никаким грехом совести своей раз­дражить, но от всякого греха будет уклонять­ся; страхом его, как веревкой, связан будет и ко всякому злу недвижим. И, что к страху страх придает, день суда неожиданно будет, как тать в ночи, так придет. Уже близко он, и уже ближе сегодня, нежели вчера был, и ког­да не чаем, услышится глас Жениха. Стой же на страже и ожидай. Блажен бодрствующий! Он восхищен будет на облаках с умершими во Христе и воскресшими тогда, в сретение Гос­поду на воздухе (1 Фес 4:17).

9) Поверь несомненно и твердо, что будет вечная мука грешникам, не кающимся истин­но и не имеющим сердечной во Христа веры. Утвердись в том, и, когда видишь огонь в пе­чи, смотри умным оком на вечный огнь, и тогда все новое в сердце твоем почувствуешь. Тогда истинное покаяние, воздыхание и мо­литва внутри тебя породится. Тогда не много будешь говорить, но всегда внимать себе, и пред Богом часто припадать со смирением, и воздыхать, и из глубины сердца говорить: «Господи помилуй, Господи пощади, Господи избави, имени Твоего ради!» Тогда все утеше­ние и радость и сладость мирская от сердца твоего исчезнет, от всякого греха, который ве­дет к бедствию тому, как смертоносного яда, уклоняться будешь. Поверь, истину тебе го­ворю: то на уме у тебя будет, о том и старание и попечение будет, как бы от того бедствия избавиться, от которого один только Христос нас избавляет, но избавляет слушающих Его и повинующихся Ему, а не противящихся Ему От временной печали, скорби, болезни, тем­ницы, мучения, ссылки и прочего бедствия стараешься убегать, – от вечного ли и беско­нечного бедствия не будешь стараться убе­гать? Все временное ничто против вечного, потому что временное легко и кончится, а вечное тяжко и не кончится.

О, вечный огонь, и демонам страшный! Избави нас, Христе премилосердный, от того. Да будет, Господи, милость Твоя к нам такой же, как и величество Твое!

10) Уверься точно, что ты в этом мире странник, пришелец и в пленении находишь­ся, а отечество твое и дом твой не здесь, но на небесах, и там наследие твое, сокровище твое, слава и честь уготована от Бога. Создан ты и святым Крещением обновлен, как и все, не для мира сего, не для чести, богатства, славы и прочих видимых благ, но для благ вечных, которых не видел глаз, не слышало ухо, и не при­ходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2:9). Призван ты к вечной жизни (1 Тим 6:12), зван на великую вечерю (Лк 14:16-23), где праведники не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет па­лить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Кото­рый среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их (Откр 7:16-17), – где они полу­чат царство славы и венец красоты от руки Господа (Прем 5:16), где праведники воссияют, как солнце (Мф 13:43), где слуги Господни бу­дут есть и пить и веселиться (Ис 65:13-14), где увидят Бога лицем к лицу (1 Кор 13:12), увидят Его, как Он есть (1 Ин 3:2), и прочее.

Уверься твердо, что будет непременно, по обещанию Божию, верным во Христе жизнь вечная и слава вечная. Что оттуда последует в тебе, как не непрестанное желание к получе­нию вечных благ? Поверь, истину тебе гово­рю: то у тебя будет и на уме и мысли и сердце, там и все внимание твое будет, туда воздыха­ние и желание твое посылать будешь, по сло­ву Христову: Где сокровище твое, там будет и сердце твое (Мф 6:21; Лк 12:34).

Так и в прочем, что святое Божие Слово объявляет, надо твердо увериться, и оттуда с помощью Божией породится в сердце твоем живая вера. Ибо Слово Божие живо и дейст­венно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сер­дечные (Евр 4:12). А поскольку живо Слово Божие, то и плод живой производит: делает человека духовно живым, силою Святого Ду­ха, от Которого оно и произошло для нашего спасения и обновления.

Однако точно знай, что все то мертво и не­потребно в нас, чего Сам Бог не производит. Поэтому должно усердно молиться и просить Бога, чтобы Он Сам действовал в нас и ожив­лял нас духовно. Потому повелено просить, искать и стучаться, как в начале я тебе о том написал.

Спасайся.