Collected Works, Volume 5

9) Поверь несомненно и твердо, что будет вечная мука грешникам, не кающимся истин­но и не имеющим сердечной во Христа веры. Утвердись в том, и, когда видишь огонь в пе­чи, смотри умным оком на вечный огнь, и тогда все новое в сердце твоем почувствуешь. Тогда истинное покаяние, воздыхание и мо­литва внутри тебя породится. Тогда не много будешь говорить, но всегда внимать себе, и пред Богом часто припадать со смирением, и воздыхать, и из глубины сердца говорить: «Господи помилуй, Господи пощади, Господи избави, имени Твоего ради!» Тогда все утеше­ние и радость и сладость мирская от сердца твоего исчезнет, от всякого греха, который ве­дет к бедствию тому, как смертоносного яда, уклоняться будешь. Поверь, истину тебе го­ворю: то на уме у тебя будет, о том и старание и попечение будет, как бы от того бедствия избавиться, от которого один только Христос нас избавляет, но избавляет слушающих Его и повинующихся Ему, а не противящихся Ему От временной печали, скорби, болезни, тем­ницы, мучения, ссылки и прочего бедствия стараешься убегать, – от вечного ли и беско­нечного бедствия не будешь стараться убе­гать? Все временное ничто против вечного, потому что временное легко и кончится, а вечное тяжко и не кончится.

О, вечный огонь, и демонам страшный! Избави нас, Христе премилосердный, от того. Да будет, Господи, милость Твоя к нам такой же, как и величество Твое!

10) Уверься точно, что ты в этом мире странник, пришелец и в пленении находишь­ся, а отечество твое и дом твой не здесь, но на небесах, и там наследие твое, сокровище твое, слава и честь уготована от Бога. Создан ты и святым Крещением обновлен, как и все, не для мира сего, не для чести, богатства, славы и прочих видимых благ, но для благ вечных, которых не видел глаз, не слышало ухо, и не при­ходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2:9). Призван ты к вечной жизни (1 Тим 6:12), зван на великую вечерю (Лк 14:16-23), где праведники не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет па­лить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Кото­рый среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их (Откр 7:16-17), – где они полу­чат царство славы и венец красоты от руки Господа (Прем 5:16), где праведники воссияют, как солнце (Мф 13:43), где слуги Господни бу­дут есть и пить и веселиться (Ис 65:13-14), где увидят Бога лицем к лицу (1 Кор 13:12), увидят Его, как Он есть (1 Ин 3:2), и прочее.

Уверься твердо, что будет непременно, по обещанию Божию, верным во Христе жизнь вечная и слава вечная. Что оттуда последует в тебе, как не непрестанное желание к получе­нию вечных благ? Поверь, истину тебе гово­рю: то у тебя будет и на уме и мысли и сердце, там и все внимание твое будет, туда воздыха­ние и желание твое посылать будешь, по сло­ву Христову: Где сокровище твое, там будет и сердце твое (Мф 6:21; Лк 12:34).

Так и в прочем, что святое Божие Слово объявляет, надо твердо увериться, и оттуда с помощью Божией породится в сердце твоем живая вера. Ибо Слово Божие живо и дейст­венно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сер­дечные (Евр 4:12). А поскольку живо Слово Божие, то и плод живой производит: делает человека духовно живым, силою Святого Ду­ха, от Которого оно и произошло для нашего спасения и обновления.

Однако точно знай, что все то мертво и не­потребно в нас, чего Сам Бог не производит. Поэтому должно усердно молиться и просить Бога, чтобы Он Сам действовал в нас и ожив­лял нас духовно. Потому повелено просить, искать и стучаться, как в начале я тебе о том написал.

Спасайся.

Письмо пятое. О том же

Вопрошаешь: каковы признаки живой веры в человеке?

Ответ. Вера живая познается от дел, как дерево от плодов. То дерево называем добрым, которое добрые плоды приносит. Плоды же происходят изнутри древа, от корней и сока его, потому что каков корень и сок в дереве, таковы и плоды его: если корень и сок в дереве добрый, то и плоды его добрые. Так и вера познается от добрых дел, изнутри, от сердца и без всякого лицемерия происходящих. И как от чистого источника чистые ручьи текут, так от сердца, верой святой очищенного, добрые дела происходят и являются. И как сосуд, бальзамом наполненный, или часть некую того имеющий, добрый запах издает, так сердце человеческое, бальзамом духовным веры святой исполненное, издает добрый запах дел богоугодных и людям полезных.

Признаки же живой веры следующие:

1) Бога, Которого вера видит и прилепля­ется к Нему, как малое дитя к матери своей, от сердца почитать таким образом, какой опи­сан в святом Его слове, то есть не веществом и наружностью только, но духом и истиною, поскольку Сам Бог есть Дух (Ин 4:24), и по­читать Его единого более всего света, ибо весь свет пред Ним как ничто, и признавать и нарицать Его от сердца Богом своим, хотя Он и всех Бог, подобно тому, как Он называется Богом Авраама, и Богом Исаака, и Богом Иа­кова ради веры их, хотя Он и всех народов Бог (Исх 3:6, 15-16; Мк 12:26). Оттуда последует истинное и искреннее к Нему послушание и покорность. Ибо если Он Бог твой, то Его, как Бога своего, надо слушать, волю и пове­ление Его творить, как слушаешь отца твоего потому, что он твой отец.

2) От всякого греха беречься нелицемер­но, потому что Он всяким грехом оскорбляет­ся. Отца твоего не хочешь ничем оскорбить и не дерзаешь ничего пред ним непристойного делать, тем более Бога твоего, Который везде есть и все видит, не должно тебе оскорблять и ничего пред Ним неугодного Ему не делать. Всякий грех противен вере христианской, по­этому вера против всякого греха подвизается. Вера в чистой совести любит почивать и без совести чистой быть не может. Так апостол святой написал: Имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели ко­раблекрушение в вере (1 Тим 1:19). С одной сто­роны, знать Бога и почитать, но с другой, против совести грешить и так Бога оскорб­лять и прогневлять – явное противоречие. Рассуждай об этом внимательно и узнаешь сам истину сию.