Collected Works, Volume 5
7) Если кому дается богатство от Бога, то не на роскоши и неумеренные строения употреблять, но умеренно им довольствоваться, и Бога благодарить, и нищих, бедных и скудных снабдевать во славу Божию. Если кому дается почетная должность, то, пребывая на той, о славе Божией и о пользе общества заботиться, а не маммоне служить. Если кому слава и похвала дается, той недостойным себя почитать, но все единому Богу приписывать. Ибо Ему единому подобает всякая слава и похвала, как Источнику всех благ, а человеку, как грешному, подобает смиряться. Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу (Пс 113:9). Мудр и блажен, кто так поступает.
8) Всегда пред глазами душевными иметь или памятовать смерть, суд Христов всемирный, вечную муку и небесное царствие. Как следует всякому умереть непременно, а когда, как и где неизвестно, так следует всем явиться пред судом Христовым непременно и воздать Судии праведному ответ за слова, дела и помышления. И как праведным будет жизнь со всем небесным сокровищем, так грешникам нераскаянным вечная мука будет в огне и тартаре. Так Бог истинный и неложный в святом Своем слове объявил, и что объявил, то непременно будет. Мудр и блажен, кто помнит о кончине и заранее готовит себя.
9) Мудр и блажен, кто никого ни словом, ни делом не обидит, но всех, сколько может, благословит. Кто сеет доброе семя, добрый и плод пожнет.
10) Мудр и блажен, кто все время молится Богу и ищет у Него милости, помощи и защиты от врага – дьявола и служителей его – злых людей. Бог уповающих на Него не оставляет.
11) Разумен и добр, кто, крестьян, слуг и подчиненных имея, обходится с ними как с братией. Ибо все мы – братия: единого имеем Отца Бога, к Которому и молимся: «Отче наш, Иже еси на небесех», и прочее. Все мы рабы: единого имеем Господа на небесах, у Которого нет лицеприятия. Христос, Господь наш и Царь царствующих, Господь господствующих называет нас братьями: Возвещу имя Твое братьям Моим (Евр 2:12). Тем более всякому человеку, и высокому, должно нарицать всех своих подчиненных братьями, ибо все мы люди, и высокие и низкие, и все единого Бога Отца и Господа имеем. Однако господину своих подчиненных в страхе должно содержать и бесчинных смирять, чтобы не развратились и не погибли. Вот в чем мудрость христианская.
12) Время, которое потеряно, как слово сказанное, не возвращается, не проводить напрасно в лености, в гулянии и прочих непотребных делах, но в полезных и богоугодных трудах. В поте лица твоего будешь есть хлеб, – говорит Бог человеку (Быт 3:19).
13) Истинная христианская премудрость – побеждать природное злонравие, то есть: гордость, высокоумие, гнев, злобу, зависть, ненависть, нечистоту, сладострастие, сребролюбие, скупость, невоздержание и прочее, и последовать примеру святого жития Христова, то есть: смирению Его, любви, милосердию, терпению, кротости и прочим прекрасным Божественным Его добродетелям. К этому апостолы Его святые увещевают, и сам Христос учит: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин 8:12). Отсюда следует, что во тьме ходит и заблуждается тот, кто примеру жития Христова не последует.
14) Христианину богобоящемуся и должность христианскую исполняющему ни в чем ином не полагать надежды спасения, как только в едином Иисусе Христе, Сыне Божием, Искупителе мира, Который искупил нас от смерти и ада не серебром, или золотом, но честною Своею Кровью (1 Петр 1:18-19). Я есмь Путь и Истина и Жизнь, – говорит Он, – никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин 14:6). Да будет слава Ему за это со Отцем и Святым Духом!
Вот в чем мудрость христианская, которая обретается не в догматах мудрецов века сего, но в догматах пророков и апостолов, которые проповедали нам Слово Божие, Духом Его Святым просвещаемые (1 Петр 1:25). Эта премудрость не в словах, но в силе состоит. Эта премудрость миру незнакома и неприятна, но Богу любима. Ищи же этой премудрости чтением и размышлением святого Божия Слова и усердной молитвой. Бог, премудрости и всех благ Источник, да умудрит нас во спасение наше и во славу святого имени Своего.
Спасайся.
Письмо седьмое
Друг мой и приятель!
Просил ты меня, чтобы я тебе сообщил что-нибудь, касающееся пользы душевной. Я хвалю твое желание и желаю, чтобы в сердце твоем такое желание было. Но поскольку сам я нищ и убог, то беру из псалмов Давидовых, как спасительной духовной аптеки, полезное душам нашим врачевство и его тебе сообщаю. Горькое оно, но душе полезно. Соль горька, но червей выгоняет и вещество до гнилости не допускает, и лекарство, хотя горькое будет, но принимаем, чтобы тело излечить. Какова соль горькая и горькое лекарство, таково обличительное слово для грешной души, которое устремляется на грехи, а не на саму душу, как и всякое лекарство на болезнь, а не на человека нападает, и соль истребляет гнилость и червей, а не само вещество, солью растворенное.