Collected Works, Volume 5
Прими же, любезный, это врачевство и к душе прилагай. И в зависимости от того, чем она болеет, сходное той болезни и врачевство прилагай, и до тех пор прилагай, пока та болезнь не выйдет. Разумей, что пишу, да даст тебе разум Господь.
Там, то есть в псалмах, поется: Ты это делал, и я молчал (Пс 49:21). Кто это говорит? Бог. Кому? Грешнику, как выше в том же псалме упомянуто (Пс 49:16). Что значит: Ты это делал? Выше упоминает, а именно: Ты же, грешник, возненавидел наставление и отверг слова Мои совершенно. Если ты видел вора, спешил вместе с ним, и с прелюбодеем имел участие. Уста твои умножали злословие, и язык твой сплетал коварства; сидя (в собрании) на брата твоего ты клеветал, и сыну матери твоей полагал соблазн (Пс 49:17-20). Вот что значит сие Божие Слово ко грешнику: Ты это делал. То есть: ты, грешник, слова Мои, данные тебе ради исправления твоего, презрел, и те самые слова, которые должен ты всегда пред собой иметь, почитать, любить, как слова уст Моих, и по правилу их жизнь свою исправлять, ты совершенно отверг, и потому беззаконно жил, крал, прелюбодействовал, злобу изрыгал, устами твоими и языком твоим льстил, на брата твоего клеветал и подавал соблазн, и прочее. Ты это делал.
Что далее говорит Бог грешнику? – И я молчал. – Что это значит: и я молчал? То есть: ты, грешник, эти дела и беззакония творил, и Я видел; видел, но молчал, ожидая твоего обращения, покаяния и исправления, – но ты неисправен пребываешь, как и был, делаешь зло, как и делал, грешишь, как и грешил, беззаконно живешь, как и жил, отвергаешь слова Мои, как и отвергал, и презираешь их, как и презирал; крадешь, прелюбодействуешь, злишься, льстишь, клевещешь и подаешь соблазн, как и прежде делал; и не перестаешь зла делать.
Что же далее говорит Бог грешнику? Слушай: Ты помышлял беззаконие, будто бы Я подобен тебе буду. Обличу тебя, и представлю пред лицом твоим грехи твои (Пс 49:21). Ты думаешь, что закона Моего преступление тебе пройдет без наказания? Нет, прельщаешься и обманываешься! Не так будет, как ты слепо мечтаешь.
Ты говоришь в сердце своем, что это от тебя не взыщется (Пс 9:34)? Нет! Все твои грехи и беззакония исчислены у Меня и записаны, и откроются все, которые ты тайно делал, и представятся пред тобою все, которые ты словом, делом и помышлением творил. Обличу тебя, и представлю пред лицом твоим грехи твои. Также и апостол святой говорит: Господь осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения (1 Кор 4:5).
Что тому страшному обличению последует? Отвечает апостол и говорит беззаконным: Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – царства Божия не наследуют (1 Кор 6:9-10). И еще: Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так царствия Божия не наследуют (Гал 5:19-21). Какое же им место будет, если царствия Божия не наследуют? Христос Господь определяет им: Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая (Откр 21:8). И Предтеча святой также сказал: Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф 3:10; Лк 3:9). Вот что презирающим Слово Божие и закон Его святой следует: суд и осуждение на огонь вечный (Мф 25:41).
Но послушаем еще, что далее поет в псалме своем Давид: Уразумейте же сие, забывающие Бога, дабы Он не восхитил вас, и (тогда) никто не избавит (Пс 49:22). Кому должно уразуметь сие? Тем, которые забывают Бога, преступая бесстрашно закон Его святой. Что должно уразуметь? Сие, то есть: что Он преступников закона Своего во всех их грехах обличит и воздаст им всем по делам их. Поэтому уразумейте сие и очувствуйтесь, покайтесь и исправьте себя, дабы неисправных вас не восхитил праведный суд Его, и тогда никто не избавит вас. Не избавит ни богатство богатого, ни слава и честь славного, ни сила сильного, ни благородство благородного, ни мудрость мудрого, ни хитрость хитрого, ни друг друга своего, ни брат брата, ни отец сына, ни отца сын, и человек человека не избавит. Брат не избавит: избавит ли (вообще) человек?Не даст он Богу выкупа за себя (Пс 48:8). Вот тебе, брат, врачевство горькое, но такое, которое соки гнилые и застарелые из души выгоняет.
Что же грешника от суда Божия избавит? Показывает Давид примером своим в следующем, 50-м псалме, вопия к Богу из глубины сердца: Помилуй мя Боже по велицей милости Твоей, и прочее. То есть: истинное покаяние, сопряженное с верою во Христа Сына Божия Избавителя, избавляет грешника от суда. Таковой на суд не придет, но перейдет от смерти в жизнь, – говорит Христос (Ин 5:24).
Но кто хочет Бога покаянием умилостивить и от суда избавиться, тому не должно Его более прогневлять, то есть должно грехи оставить, так как ими Бог прогневляется, иначе, если грехи не оставляются, покаяние будет ложным, а не истинным. Нет же таких грехов и столь многих, которые бы грешнику, истинно кающемуся, не простились бы Богом. Божественная Кровь Христова всякие грехи очищает и делает того чистым, кто истинно кается и Его, как Искупителя, Избавителя и Спасителя своего, благодарно верою принимает (Иез 33:11-12, 15-16; Ис 43:25; Мих7:19; Деян 10:43; 1 Ин 1:7; 2:2; Лк 24:47; Рим 5:20).
Этим утешайся, кающаяся душа, и как живительный пластырь, к сокрушенному и уязвленному сердцу сие прилагай. Одно остается грешнику: от грехов обратиться к Богу и за них истинное приносить Ему покаяние и сожаление, что ими Создателя и Благодетеля своего безумно прогневлял, и так впредь стоять, и против всякого греха подвизаться, беречься словом, делом и помышлением злым Господа своего прогневлять. А у Господа милость, и многое у Него избавление (Пс 129:6).
Вот сообщаю тебе, брат, то, что как моей, так и твоей душе полезно, и едино есть на потребу, по словам Спасителя нашего (Лк 10:42). Ибо одно только спасение вечное нам нужно, так что без него нет никакой пользы, хотя бы и весь мир приобрели. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?– говорит Господь (Мф 16:26; Мк 8:36).
Допустим же, возлюбленный, до сердца нашего обличительное Божие Слово и сие в сердце нашем углубим, дабы всякую нечистоту и гнилость оттуда выгнать и приготовить его к восприятию евангельского живого утешения. Ибо надо непременно отстать от грехов и печалью о грехах сокрушить сердце свое тому, кто хочет сподобиться милости Божией. Покаемся же и умилостивим Бога нашего, дабы загладились грехи наши, дабы не явились они с нами на Страшном Суде Христовом, дабы не сказал кому из нас тогда Судия: «Вот человек, и дела его!». Напишем слово сие Божие: Обличу тебя, и представлю пред лицом твоим грехи meow, – напишем в памяти нашей, дабы и всегда оно слышалось внутри нас, когда ко греху какому будет поощрять нас враг наш.
Теперь говорит Бог грешнику: Обличу тебя, – дабы покаялся и дабы тогда не обличать его. Если же не покается, то непременно обличит тогда и скажет: «Вот человек, и дела его!». Теперь грозит грешникам, дабы покаялись и спаслись, ибо благ и человеколюбив, но тогда на непокаявшихся самим делом исполнит угрозу. Теперь говорит грешникам: Покайтесь; – но тогда скажет: Отвечайте Мне!Теперь зовет к Себе грешников: Приидите ко Мне, – но тогда ответит грешникам: Отойдите от Меня!Вы не знали Меня в мире, и Я вас не знаю ныне. Вы не слушали Меня тогда, когда Я увещевал и хотел вас спасти, и Я вас не слушаю ныне, молящихся. Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф 25:41).
О, сколь страшен будет глас сей грешникам! Так что возопиют тогда горам и камням: Падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять (Откр 6:16; Лк 23:29-30)? Убоимся ныне этого страшного гласа, дабы тогда не услышать его. Боже, обрати нас, и просвети лице Твое, и спасемся (Пс 79:20).