Collected Works, Volume 5

Что же грешника от суда Божия избавит? Показывает Давид примером своим в следую­щем, 50-м псалме, вопия к Богу из глубины сердца: Помилуй мя Боже по велицей милости Твоей, и прочее. То есть: истинное покаяние, сопряженное с верою во Христа Сына Божия Избавителя, избавляет грешника от суда. Та­ковой на суд не придет, но перейдет от смерти в жизнь, – говорит Христос (Ин 5:24).

Но кто хочет Бога покаянием умилости­вить и от суда избавиться, тому не должно Его более прогневлять, то есть должно грехи оста­вить, так как ими Бог прогневляется, иначе, если грехи не оставляются, покаяние будет ложным, а не истинным. Нет же таких грехов и столь многих, которые бы грешнику, истин­но кающемуся, не простились бы Богом. Бо­жественная Кровь Христова всякие грехи очищает и делает того чистым, кто истинно кается и Его, как Искупителя, Избавителя и Спасителя своего, благодарно верою прини­мает (Иез 33:11-12, 15-16; Ис 43:25; Мих7:19; Деян 10:43; 1 Ин 1:7; 2:2; Лк 24:47; Рим 5:20).

Этим утешайся, кающаяся душа, и как жи­вительный пластырь, к сокрушенному и уязв­ленному сердцу сие прилагай. Одно остается грешнику: от грехов обратиться к Богу и за них истинное приносить Ему покаяние и со­жаление, что ими Создателя и Благодетеля своего безумно прогневлял, и так впредь сто­ять, и против всякого греха подвизаться, бе­речься словом, делом и помышлением злым Господа своего прогневлять. А у Господа ми­лость, и многое у Него избавление (Пс 129:6).

Вот сообщаю тебе, брат, то, что как моей, так и твоей душе полезно, и едино есть на по­требу, по словам Спасителя нашего (Лк 10:42). Ибо одно только спасение вечное нам нужно, так что без него нет никакой пользы, хотя бы и весь мир приобрели. Какая польза человеку, ес­ли он приобретет весь мир, а душе своей повре­дит?– говорит Господь (Мф 16:26; Мк 8:36).

Допустим же, возлюбленный, до сердца нашего обличительное Божие Слово и сие в сердце нашем углубим, дабы всякую нечисто­ту и гнилость оттуда выгнать и приготовить его к восприятию евангельского живого уте­шения. Ибо надо непременно отстать от гре­хов и печалью о грехах сокрушить сердце свое тому, кто хочет сподобиться милости Божией. Покаемся же и умилостивим Бога нашего, да­бы загладились грехи наши, дабы не явились они с нами на Страшном Суде Христовом, да­бы не сказал кому из нас тогда Судия: «Вот че­ловек, и дела его!». Напишем слово сие Божие: Обличу тебя, и представлю пред лицом твоим грехи meow, – напишем в памяти нашей, дабы и всегда оно слышалось внутри нас, когда ко греху какому будет поощрять нас враг наш.

Теперь говорит Бог грешнику: Обличу те­бя, – дабы покаялся и дабы тогда не обличать его. Если же не покается, то непременно об­личит тогда и скажет: «Вот человек, и дела его!». Теперь грозит грешникам, дабы покая­лись и спаслись, ибо благ и человеколюбив, но тогда на непокаявшихся самим делом ис­полнит угрозу. Теперь говорит грешникам: Покайтесь; – но тогда скажет: Отвечайте Мне!Теперь зовет к Себе грешников: Приидите ко Мне, – но тогда ответит грешникам: Отойдите от Меня!Вы не знали Меня в мире, и Я вас не знаю ныне. Вы не слушали Меня тогда, когда Я увещевал и хотел вас спасти, и Я вас не слушаю ныне, молящихся. Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф 25:41).

О, сколь страшен будет глас сей грешни­кам! Так что возопиют тогда горам и камням: Падите на нас и сокройте нас от лица Сидяще­го на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел ве­ликий день гнева Его, и кто может устоять (Откр 6:16; Лк 23:29-30)? Убоимся ныне этого страшного гласа, дабы тогда не услышать его. Боже, обрати нас, и просвети лице Твое, и спа­семся (Пс 79:20).

Если начнет грешник каяться и от грехов воздерживаться, то надо ему делать следую­щее:

1) Утешаться милостью Божией, что Бог его помилует, как и прочих грешников кающихся милует и помиловал.

2) Читать книги христианские и познавать, в чем грех состоит и в чем добродетель, дабы смог от греха беречься и добродетели обучаться.

3) Часто молиться, чтобы его Бог Сам вразумил и просветил, и научил угодное Ему творить, и от всякого греха сохранил.

4) И самому осторожно поступать, чтобы сатаной не был уловлен, и прочее.

Читай это и братии своей сообщай.

Спасайся о Христе!