Collected Works, Volume 5

Пострадал Он и умер ради тебя, показываешь ли ты себя готовым к страданию и смерти ради Него? Внимай себе.

Понес Он крест претяжкий, твоими и всего мира грехами отягощенный, несешь ли и ты крест, какой тебе Бог возложил, без роптания и негодования, но более того, с благодарением, и последуешь ли Ему? Внимай себе.

Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сде­лал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному (1 Петр 2:21-23). Пил Он горькую чашу за грехи твои, как Евангелие учит, не ус­лаждаешься ли ты грехами, за которые Хрис­тос такую горесть вкусил? Внимай себе.

Называешь Его Господом. Подлинно Он Господь есть: Господь имя Ему (Иер 33:2). Но служишь ли Ему как раб Господу своему? Внимай себе.

Купил Он тебя Себе в рабы не серебром и золотом, но Своею Кровью, как сказано, и по­тому ты не свой, но Его купленный раб. Не жи­вешь ли ты по своей, а не по Его воле? Пови­нуешься ли и угождаешь ли Ему, как Господу своему, как апостол говорит: Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего (2 Кор 5:15)? Внимай себе.

Не принуждает Он никого угождать и ра­ботать ради Себя, как господа мира сего дела­ют, но с любовью призывает; и любовь Его, нам оказанная, убеждает, и наша должность, которую мы должны оказывать Ему, как Со­здателю, и Господу, и Искупителю нашему, и высочайшему Благодетелю. И то, что угожда­ем и работаем ради Него, – нам, а не Ему по­лезно. И если не делаем того, то нам вред, а не Ему. Внимай себе.

Возлюбил Он тебя, врага Своего, так что и умереть за тебя не отрекся, но любишь ли ты Его, так сильно любящего тебя Благодетеля твоего? Внимай себе. Истинная же любовь познается не от слов, но от дел, не от частого повторения: Господи, Господи, – но от испол­нения воли Его, по слову Его: Кто имеет за­поведи Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин 14:21).

Представляется тебе ближний твой, как сам ты себе, и повелено тебе любить его, как себя самого. Любишь ли ты его? Не творишь ли ему того, чего себе не хочешь, и делаешь ли ему то, чего себе хочешь? Радуешься ли с ним, ра­дующимся, и печалишься ли с печалующимся? Сострадаешь ли страждущему? Помогаешь ли бедствующему? Стараешься ли утешить печального? Хочешь ли напитать голодного, напоить жаждущего, одеть нагого и прочие дела милости оказывать? И когда можешь, оказываешь ли? И когда не можешь, состра­даешь ли ему сердечно? Внимай себе.

Ближние мы все друг другу: богатые ни­щим, здоровые немощным, разумные нера­зумным, свободные заключенным в темнице, власти подвластным и подвластные властям, родители детям и дети родителям, пастыри людям и люди пастырям, господа рабам и ра­бы господам, мужи женам и жены мужьям, учителя ученикам и ученики учителям, ста­рые молодым и молодые старым. Словом, всякий человек любовью должен ближнему своему, и все христиане призваны любовью служить друг другу, по слову апостольскому (Рим 13:8; Гал 5:13).

Словом Божиим позван ты и Кровью Христовою искуплен для вечной жизни, за­ботишься ли о том? Ищешь ли того со всяким усердием? Не гоняешься ли за суетой мира сего? Не прилагается ли сердце твое к миру сему? Помнишь ли, что ты странник и путник в мире этом, как все благочестивые люди ду­мают о себе? Внимай себе.

Видишь, что смерть молодых и старых, готовых и неготовых восхищает различным образом, – помнишь ли ты час сей, который все святые помнили, и с воздыханием, слеза­ми и покаянием ожидали того, и так к тому приуготовляли себя? Помнишь ли час тот, от которого следует или вечно жить, или вечно умереть; или в вечном блаженстве быть, или в вечном мучении; или с Христом в небе царст­вовать, или с дьяволом и ангелами его в огне гееннском мучиться, – помнишь ли сей страшный час? Внимай себе.

Видишь, что никто из умирающих ничего с собой отсюда не берет, ни богатства, ни чес­ти, ни славы, ни иного чего, но все с миром оставляет. Помнишь ли, что и ты все оста­вишь и как нагим вошел в мир, так нагим и изыдешь от мира? Внимай себе.

Нежданно приходит час тот, и готового и неготового на тот век отсылает. Готовишься ли ты к часу тому и стараешься ли ныне в жиз­ни твоей таким быть, каким хочешь обрестись в час тот? Хочешь ли блаженным умереть? Стараешься ли ты благочестиво жить, от вся­кого греха убегать и всякой добродетели при­лежать, Бога с усердием призывать и Ему ве­рою и правдою угождать? Внимай себе. А ка­ким от мира этого отойдешь, таким и суду Христову явишься.

Приступают христиане к святейшей Евха­ристии Тела и Крови Христовой; преподается эта святыня благочестивым и святым, как ие­рей возглашает: «Святая святым». Ты как при­ступаешь к великому сему Таинству? С какой верой и совестью? Помнишь ли, что апостол написал: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей (1 Кор 11:28)? Внимай себе. Страшно неисправному приступать, страшно и отлучаться! Внимай этому.