Collected Works, Volume 5
Представляется тебе ближний твой, как сам ты себе, и повелено тебе любить его, как себя самого. Любишь ли ты его? Не творишь ли ему того, чего себе не хочешь, и делаешь ли ему то, чего себе хочешь? Радуешься ли с ним, радующимся, и печалишься ли с печалующимся? Сострадаешь ли страждущему? Помогаешь ли бедствующему? Стараешься ли утешить печального? Хочешь ли напитать голодного, напоить жаждущего, одеть нагого и прочие дела милости оказывать? И когда можешь, оказываешь ли? И когда не можешь, сострадаешь ли ему сердечно? Внимай себе.
Ближние мы все друг другу: богатые нищим, здоровые немощным, разумные неразумным, свободные заключенным в темнице, власти подвластным и подвластные властям, родители детям и дети родителям, пастыри людям и люди пастырям, господа рабам и рабы господам, мужи женам и жены мужьям, учителя ученикам и ученики учителям, старые молодым и молодые старым. Словом, всякий человек любовью должен ближнему своему, и все христиане призваны любовью служить друг другу, по слову апостольскому (Рим 13:8; Гал 5:13).
Словом Божиим позван ты и Кровью Христовою искуплен для вечной жизни, заботишься ли о том? Ищешь ли того со всяким усердием? Не гоняешься ли за суетой мира сего? Не прилагается ли сердце твое к миру сему? Помнишь ли, что ты странник и путник в мире этом, как все благочестивые люди думают о себе? Внимай себе.
Видишь, что смерть молодых и старых, готовых и неготовых восхищает различным образом, – помнишь ли ты час сей, который все святые помнили, и с воздыханием, слезами и покаянием ожидали того, и так к тому приуготовляли себя? Помнишь ли час тот, от которого следует или вечно жить, или вечно умереть; или в вечном блаженстве быть, или в вечном мучении; или с Христом в небе царствовать, или с дьяволом и ангелами его в огне гееннском мучиться, – помнишь ли сей страшный час? Внимай себе.
Видишь, что никто из умирающих ничего с собой отсюда не берет, ни богатства, ни чести, ни славы, ни иного чего, но все с миром оставляет. Помнишь ли, что и ты все оставишь и как нагим вошел в мир, так нагим и изыдешь от мира? Внимай себе.
Нежданно приходит час тот, и готового и неготового на тот век отсылает. Готовишься ли ты к часу тому и стараешься ли ныне в жизни твоей таким быть, каким хочешь обрестись в час тот? Хочешь ли блаженным умереть? Стараешься ли ты благочестиво жить, от всякого греха убегать и всякой добродетели прилежать, Бога с усердием призывать и Ему верою и правдою угождать? Внимай себе. А каким от мира этого отойдешь, таким и суду Христову явишься.
Приступают христиане к святейшей Евхаристии Тела и Крови Христовой; преподается эта святыня благочестивым и святым, как иерей возглашает: «Святая святым». Ты как приступаешь к великому сему Таинству? С какой верой и совестью? Помнишь ли, что апостол написал: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей (1 Кор 11:28)? Внимай себе. Страшно неисправному приступать, страшно и отлучаться! Внимай этому.
Начальник ли ты? Как людьми Божиими, братией твоей, управляешь? Печешься ли об их общей пользе? Искореняешь ли неправду и насаждаешь ли правду? Удерживаешь ли своевольство бесчинных и защищаешь ли неповинных? Внимай себе.
Подначальный ты? Почитаешь ли начальника твоего и повинуешься ли ему Бога ради? Внимай себе. Ибо нет власти не от Бога (Рим 13:1).
Судия ли ты? Как судишь людей, тебе подобных? Стараешься ли изыскивать истину, хранишь ли правду, как ты пред Богом обещал? Не поступаешь ли против совести? Не оправдываешь ли беззаконного и не осуждаешь ли неповинного? Не приемлешь ли лиц в суде? Не боишься ли больше, чем Бога, подобного тебе человека, хотя и высшего? Помнишь ли, что и сам ты суду Божию предстанешь? Внимай себе.
Если тебя призвали в суд, как отвечаешь? То ли свидетельствуешь людям, что совесть свидетельствует тебе? Не иное ли совесть, а иное язык говорит? Внимай себе.
Пастырь ты? Как пасешь овец Христовых, Кровью Его искупленных? Питаешь ли их Словом Божиим? Ведешь ли их за собой примером доброго жития? Хранишь ли их от духовных зверей, дьяволов? Обращаешь ли заблудших на путь истины, и прочее? Внимай себе.
В пастве находящийся, как поступаешь с пастырем твоим? Почитаешь ли его, любишь ли его, повинуешься ли ему? Показываешь ли благодарность ему, трудящемуся ради тебя и ищущему спасения твоего? Внимай себе.
Господин ты? Как поступаешь с рабами и крестьянами твоими? Довольствуются ли они пищей и одеждой? Имеют ли время для отдыха? Помнишь ли, что как ты хочешь есть, пить, отдыхать, одеваться, так и они хотят; какую ты плоть имеешь, такую и они имеют; как твоя страждущая плоть болит, так и их. Помнишь ли это? Помнишь ли, что и ты Господа имеешь на небесах, у Которого нет лицеприятия, суду Которого с рабами и крестьянами твоими предстанешь, и как с ними поступал ты, ответ воздашь? Внимай себе.