Collected Works, Volume 5

Да подвигнет всякого грешника благость Божия к покаянию. Рассуди, человек, чей ты, чье дело, чье создание и чей раб? Божия тварь и Божий раб ты: руки Его сотворили тебя и со­здали тебя (Пс 118). Почему же Создателя тво­его не слушаешь и не почитаешь? От кого вся­кое добро на всякий день и час получаешь? От Бога. Хлеб, которым питаешься, питье, кото­рое пьешь, одежда, которой одеваешься, огонь, которым согреваешься и на котором пища твоя варится, вода, которой омываешь­ся и прохлаждаешься, дом, в котором отдыха­ешь, свет, которым освещаешься, воздух, ко­торым сохраняется жизнь твоя, скот, который служит тебе, имение, которым довольствуешь­ся и прочее добро, которым пользуешься, – чье? Все Божие добро. Все это Бог тебе подает.

Бог тебе Свое добро подает, а ты Его не почитаешь! Человека-благодетеля, например, отца своего, господина своего и властелина своего почитаешь и слушаешь, а Бога, высо­чайшего Благодетеля и Господа и Властелина и Отца своего, не хочешь почитать и слушать! Ибо Бог без страха Божия и истинного пока­яния и творения заповедей Его истинно по­читаться не может. Лицемеры те, которые ус­тами только Бога почитают, к каковым Бог говорит: Приближаются ко Мне люди сии ус­тами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня (Мф 15:8). Надо Бога не только устами, но и сердцем почи­тать, то есть бояться, любить Его и от усердия заповеди Его творить. Особенно должно по­двигнуть нас к покаянию, послушанию Ему, любви к Нему и благодарению сердечному Его человеколюбие, то, что Он ради нас, грешных, отверженных, погибших, и Едино­родного Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас (Рим 8:32), чтобы благодатью Его мы спаслись. Сия великая Его и непостижи­мая любовь к нам да уцеломудрит нас, и от су­еты мира обратит к Нему и к любви Его, и к сердечному благодарению и послушанию да поощрит. Без чего ничего угодного Ему со­творить не можем, что бы ни делали.

Спасайтесь во Христе, и пусть кто-нибудь из вас, боящихся Бога, обо мне, грешном, по­молится.

Письмо двенадцатое

Братия моя и друзья!

Послушаем, что Христос Господь наш го­ворит нам: Как хотите, чтобы с вами посту­пали люди, так и вы поступайте с ними (Лк 6:31). Из этого следует, что чего не хочешь се­бе, человек, не твори того и другому человеку; и чего себе хочешь, то твори и другому.

1) Не хочешь, чтобы кто тебя обидел, оклеветал, осудил, обругал, обесчестил, прельстил, обманул, побил, уязвил, убил, ненавидел, злился на тебя, мстил тебе за обиду свою, на суд тебя влек, или иным каким образом, словом или делом тебе мстил, – не хочешь всего того себе. Не хочешь, чтобы кто ложе твое осквернил, имение твое похитил, украл, и что-нибудь твое без твоей воли взял бы и присвоил себе, не хочешь, – как хотеть себе зла? Не твори же, человек, и сам того никому, чего себе не хочешь, поскольку и он того себе не хочет, чего ты себе не хочешь.

2) Хочешь, чтобы кто в нужде твоей не оставил тебя, то есть голодного напитал, нагого одел, болящего и в темнице сидящего посетил и послужил, странствующего в дом свой ввел и упокоил, дома не имеющему тебе хижину построил, согрешившему простил и обиду твою стерпел, и прочее; хочешь всего того, – как не хотеть добра? Делай же и сам, человек, то другому, чего себе хочешь, поскольку и он того себе хочет.

3) Этому закон Божий, и пророки, и апос­толы учат нас, по слову Господнему: Ибо в этом закон и пророки (Мф 7:12). Ибо закон, и пророки, и апостолы учат нас уклоняться от зла и творить добро, как святые книги их сви­детельствуют. К этому и святые отцы, пасты­ри и учителя церковные увещевают нас, как видим в книгах их.

4) Следовательно, кто обиду ближнему делает (как в первом пункте изображено), тот делает ему то, чего себе не хочет, и так самолюбием недугует и слепотствует, и не знает сам, что делает, и совесть свою наполняет грехами. И кто в нужде другому не помогает (как во втором пункте сказано), а может помочь, тот не делает того другому, чего себе хочет, и также самолюбец и слепой есть, и совесть свою обременяет, о чем на втором Христовом пришествии своей совестью обличится и безответен будет. Потому читаем, что Судией праведным Христом отсылаются в огонь те, которые братии Его меньшей, то есть христианам бедствующим, не сотворили милости (Мф 25:41, 45). Поэтому безответны будут богачи скупые, которые бедным людям от имения своего не помогают, а расточают имение свое на прихоти свои, на богатые строения, богатые столы и прочее, или в сундуках удерживают его, и хранят его, как сторожи; безответны те, которые в дом свой странствующих не пускают, и прочие, которые милости ближнему не делают, ибо все таковые не делают ближнему того, чего себе хотят.

5) Послушаем, христианине, пророков, апостолов, учителей церковных, особенно же Самого Христа Бога, через них нас поучающе­го и увещевающего; сотворим истинное пока­яние и, уклонившись от зла, будем творить до­бро (Пс 33:15); начав же творить добро, до кон­ца в том пребудем, дабы в том застала нас кон­чина, и так спасемся благодатью Христовой. Ибо начавший, но не до конца претерпевший, не спасется. Претерпевший же до конца спа­сется, по учению Христову (Мф 24:13).

6) Начавшим творить добро и творящим апостол говорит: Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем (Гал 6:9). Время нынешнее – это время сеяния, а будет время жатвы, то есть время воскресения из мертвых. Тогда всякий, что ныне сеет, то и пожнет. Как земледелец какое семя сеет, та­кой и плод от него возросший пожинает; сеет ли рожь, или пшеницу, или овес, или иное что, такой и плод пожинает, – так и христиа­нин, какие семена ныне сеет, то есть добрые дела или злые, такой и плод во время воскре­сения пожнет, как апостол говорит: Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал 6:8); и в другом месте: Возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иису­се, Господе нашем (Рим 6:23; Мф 25). Укло­нимся же, возлюбленные, от плотских страс­тей, которые воюют на душу нашу, и сотво­рим дела достойные покаяния, дела добрые, да­бы пожинать плод в воскресение праведных. Тогда нам воздастся щедро от руки Господни (Лк 14:14).

7) Еще говорит апостол: Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче сво­им по вере (Гал 6:10). Что это значит: доколе есть время?