Collected Works, Volume 5

1) Не хочешь, чтобы кто тебя обидел, оклеветал, осудил, обругал, обесчестил, прельстил, обманул, побил, уязвил, убил, ненавидел, злился на тебя, мстил тебе за обиду свою, на суд тебя влек, или иным каким образом, словом или делом тебе мстил, – не хочешь всего того себе. Не хочешь, чтобы кто ложе твое осквернил, имение твое похитил, украл, и что-нибудь твое без твоей воли взял бы и присвоил себе, не хочешь, – как хотеть себе зла? Не твори же, человек, и сам того никому, чего себе не хочешь, поскольку и он того себе не хочет, чего ты себе не хочешь.

2) Хочешь, чтобы кто в нужде твоей не оставил тебя, то есть голодного напитал, нагого одел, болящего и в темнице сидящего посетил и послужил, странствующего в дом свой ввел и упокоил, дома не имеющему тебе хижину построил, согрешившему простил и обиду твою стерпел, и прочее; хочешь всего того, – как не хотеть добра? Делай же и сам, человек, то другому, чего себе хочешь, поскольку и он того себе хочет.

3) Этому закон Божий, и пророки, и апос­толы учат нас, по слову Господнему: Ибо в этом закон и пророки (Мф 7:12). Ибо закон, и пророки, и апостолы учат нас уклоняться от зла и творить добро, как святые книги их сви­детельствуют. К этому и святые отцы, пасты­ри и учителя церковные увещевают нас, как видим в книгах их.

4) Следовательно, кто обиду ближнему делает (как в первом пункте изображено), тот делает ему то, чего себе не хочет, и так самолюбием недугует и слепотствует, и не знает сам, что делает, и совесть свою наполняет грехами. И кто в нужде другому не помогает (как во втором пункте сказано), а может помочь, тот не делает того другому, чего себе хочет, и также самолюбец и слепой есть, и совесть свою обременяет, о чем на втором Христовом пришествии своей совестью обличится и безответен будет. Потому читаем, что Судией праведным Христом отсылаются в огонь те, которые братии Его меньшей, то есть христианам бедствующим, не сотворили милости (Мф 25:41, 45). Поэтому безответны будут богачи скупые, которые бедным людям от имения своего не помогают, а расточают имение свое на прихоти свои, на богатые строения, богатые столы и прочее, или в сундуках удерживают его, и хранят его, как сторожи; безответны те, которые в дом свой странствующих не пускают, и прочие, которые милости ближнему не делают, ибо все таковые не делают ближнему того, чего себе хотят.

5) Послушаем, христианине, пророков, апостолов, учителей церковных, особенно же Самого Христа Бога, через них нас поучающе­го и увещевающего; сотворим истинное пока­яние и, уклонившись от зла, будем творить до­бро (Пс 33:15); начав же творить добро, до кон­ца в том пребудем, дабы в том застала нас кон­чина, и так спасемся благодатью Христовой. Ибо начавший, но не до конца претерпевший, не спасется. Претерпевший же до конца спа­сется, по учению Христову (Мф 24:13).

6) Начавшим творить добро и творящим апостол говорит: Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем (Гал 6:9). Время нынешнее – это время сеяния, а будет время жатвы, то есть время воскресения из мертвых. Тогда всякий, что ныне сеет, то и пожнет. Как земледелец какое семя сеет, та­кой и плод от него возросший пожинает; сеет ли рожь, или пшеницу, или овес, или иное что, такой и плод пожинает, – так и христиа­нин, какие семена ныне сеет, то есть добрые дела или злые, такой и плод во время воскре­сения пожнет, как апостол говорит: Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал 6:8); и в другом месте: Возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иису­се, Господе нашем (Рим 6:23; Мф 25). Укло­нимся же, возлюбленные, от плотских страс­тей, которые воюют на душу нашу, и сотво­рим дела достойные покаяния, дела добрые, да­бы пожинать плод в воскресение праведных. Тогда нам воздастся щедро от руки Господни (Лк 14:14).

7) Еще говорит апостол: Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче сво­им по вере (Гал 6:10). Что это значит: доколе есть время?

Ответ. Нынешнее или настоящее время, пока в мире этом живем, удобно для делания добра, а не будущее, по смерти, ибо тогда бу­дет время воздаяния. Кто что сделал здесь, живя в мире, добро или зло, с тем и явится на суде Христовом. Тогда каждый получит соот­ветственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое, как учит апостол (2 Кор 5:10). По смерти же делание добра престанет, но будет тогда воздаяние по делам всякому. Потому настоящее время уподобляется сея­нию, а будущее – жатве (как в 6-м пункте упомянуто). Как земледельцы в приличное время сеют семена и потом в следующее при­личное время собирают плоды, так и христи­анам в нынешнее, приличное к тому время, подобает сеять семена, то есть добрые дела, дабы в будущем веке пожинать плоды добрых дел – семян.

Земледельцы сеют семена, но гораздо больший плод собирают благословением Божиим, как видим. Так благочестивые души делают добрые дела во имя Господне, но сторицею за те дела воздаяние, как плод изобильнейший, примут от руки Господней в будущей жизни.

Земледельцы, собирая плоды посеянных семян, радуются, так христиане, ныне сеющие семена добрых дел, с радостью пожнут плоды благословенных трудов своих.

Ленивые земледельцы и гуляки во время жатвы без плода остаются, потому что не тру­дились, не сеяли, но лежали или прогулива­лись во время посева, и потому в нищете и стыде остаются, и, видя других, братию свою, собирающих плоды и радующихся, печалятся и ругают себя. То же случится и с христиана­ми, которые нынешнее время пропускают и не делают добра, но время это употребляют на гуляния, забавы, пиршества и прочие прихо­ти, и Богу неугодные, и себе вредные; посты­дятся и они на втором Христовом пришест­вии, и, видя себя в крайней и вечной нищете, убожестве и бедствии, а прочих в вечном бла­женстве, восплачутся горько и возрыдают, – возрыдают, видя себя нищими и убогими, хо­тя в мире этом были богатыми и славными. Итак мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас. Мы преисполнились делами беззакония и погибе­ли и ходили по непроходимым пустыням, а пути Господня не познали. Какую пользу принесло нам высокомерие, и что доставило нам богатство с тщеславием ? Все это прошло как тень и как молва быстротечная (Прем 5:6-9). Уподобим­ся же, возлюбленные, земледельцам трудолю­бивым и посеем, пока время имеем, семена добрых дел, дабы в будущей жизни с радостью и сторицею пожинать плоды, вовеки беско­нечно пребывающие.

8) Будем делать добро всем, – говорит апо­стол. Что значит это слово: всем?

Ответ. Должно делать добро всем, добрым и злым, друзьям и врагам, родным и чужим, землякам и чужеземцам, – словом, всякому человеку, кто бы ни требовал от нас и просил чего, как Христос говорит: Всякому просящему у тебя дай (Лк 6:30). Будем же делать, христи­ане, добро всем, дабы быть истинными хрис­тианами, сынами света, сынами Отца нашего, Который на небесах, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посы­лает дождь на праведных и неправедных (Мф 5:45), – к Которому каждый день молимся: Отче наш, иже ecu на небесех; – и будем тво­рить добро по силе нашей и возможности. Много имея, много подадим, а мало имея, и от того да уделим и подадим, как увещевает Товия (Тов 4:8), дабы и за малое и за великое сторицею принять от щедрого и богатого в милости Бога нашего.