Collected Works, Volume 5

Ответ. Нынешнее или настоящее время, пока в мире этом живем, удобно для делания добра, а не будущее, по смерти, ибо тогда бу­дет время воздаяния. Кто что сделал здесь, живя в мире, добро или зло, с тем и явится на суде Христовом. Тогда каждый получит соот­ветственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое, как учит апостол (2 Кор 5:10). По смерти же делание добра престанет, но будет тогда воздаяние по делам всякому. Потому настоящее время уподобляется сея­нию, а будущее – жатве (как в 6-м пункте упомянуто). Как земледельцы в приличное время сеют семена и потом в следующее при­личное время собирают плоды, так и христи­анам в нынешнее, приличное к тому время, подобает сеять семена, то есть добрые дела, дабы в будущем веке пожинать плоды добрых дел – семян.

Земледельцы сеют семена, но гораздо больший плод собирают благословением Божиим, как видим. Так благочестивые души делают добрые дела во имя Господне, но сторицею за те дела воздаяние, как плод изобильнейший, примут от руки Господней в будущей жизни.

Земледельцы, собирая плоды посеянных семян, радуются, так христиане, ныне сеющие семена добрых дел, с радостью пожнут плоды благословенных трудов своих.

Ленивые земледельцы и гуляки во время жатвы без плода остаются, потому что не тру­дились, не сеяли, но лежали или прогулива­лись во время посева, и потому в нищете и стыде остаются, и, видя других, братию свою, собирающих плоды и радующихся, печалятся и ругают себя. То же случится и с христиана­ми, которые нынешнее время пропускают и не делают добра, но время это употребляют на гуляния, забавы, пиршества и прочие прихо­ти, и Богу неугодные, и себе вредные; посты­дятся и они на втором Христовом пришест­вии, и, видя себя в крайней и вечной нищете, убожестве и бедствии, а прочих в вечном бла­женстве, восплачутся горько и возрыдают, – возрыдают, видя себя нищими и убогими, хо­тя в мире этом были богатыми и славными. Итак мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас. Мы преисполнились делами беззакония и погибе­ли и ходили по непроходимым пустыням, а пути Господня не познали. Какую пользу принесло нам высокомерие, и что доставило нам богатство с тщеславием ? Все это прошло как тень и как молва быстротечная (Прем 5:6-9). Уподобим­ся же, возлюбленные, земледельцам трудолю­бивым и посеем, пока время имеем, семена добрых дел, дабы в будущей жизни с радостью и сторицею пожинать плоды, вовеки беско­нечно пребывающие.

8) Будем делать добро всем, – говорит апо­стол. Что значит это слово: всем?

Ответ. Должно делать добро всем, добрым и злым, друзьям и врагам, родным и чужим, землякам и чужеземцам, – словом, всякому человеку, кто бы ни требовал от нас и просил чего, как Христос говорит: Всякому просящему у тебя дай (Лк 6:30). Будем же делать, христи­ане, добро всем, дабы быть истинными хрис­тианами, сынами света, сынами Отца нашего, Который на небесах, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посы­лает дождь на праведных и неправедных (Мф 5:45), – к Которому каждый день молимся: Отче наш, иже ecu на небесех; – и будем тво­рить добро по силе нашей и возможности. Много имея, много подадим, а мало имея, и от того да уделим и подадим, как увещевает Товия (Тов 4:8), дабы и за малое и за великое сторицею принять от щедрого и богатого в милости Бога нашего.

Письмо тринадцатое

Друг мой и приятель!

Ведаю я, что ты хочешь спастись во Христе. Не смотри же, что нынешние христиане делают, но смотри на то, что Божие слово проповедует и учит.

Нынешние христиане по большей части противятся Христу, а не учатся у Христа, хотя исповедуют святое имя Его.

Христос учит от зла уклоняться, но многие христиане зло делают. Христос учит трезво жить, но многие христиане пьянствуют.

Христос учит чисто жить, но многие христиане блудодействуют и прелюбодействуют.

Христос учит не похищать, не красть, не касаться чужого добра, но многие крадут или тайно, как воры, или явно, как насильники, или обманно, как приказные люди, которые берут взятки, и до тех пор дела не делают, по­ка мзды не получат или не услышат какого обещания. К их числу принадлежат все кар­тежники, которые на деньги играют, потому что ради того играют, чтобы друг у друга выиг­рать. Один у другого желает выиграть денег, и ради этого играют, и этот грех против десятой заповеди: не пожелай (Исх 20:17). А кто выиг­рывает деньги, тот и против восьмой грешит: не укради (Исх 20:15).