Collected Works, Volume 5

О беда! О заблуждение! О как усилился грех! Как расширился соблазн! Как усилилась мирская прелесть! Как везде распростер сети свои сатана, и ловит, как рыбу рыболов, бедных людей, ловит то сетью сребролюбия, то сетью славолюбия! О, как час от часу умаляется плод семени слова Божия, как умножаются плевелы, как умаляется пшеница, как возрастает нечестие! Оскудевает истинное благочестие, и изобилует лицемерие, оскудевают христиане, и умножаются лицемеры!

Возлюбленный! Не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога, – говорит апостол (3 Ин 1:12).

По плодам дерево познается, и вкусом – яблоко, и обонянием – зелье, а христианин по вере и любви, как роза по красоте и благо­уханию, познается. Во Христе Иисусе, – го­ворит святой Павел, – не имеет силы ни обре­зание, ни необрезание, но вера, действующая любовью (Гал 5:8). Если так есть, как и воисти­ну есть, то где искать истинного христианина, если почти все своего только ищут, а не поль­зы ближнего своего?

Вера взирает на распятого Христа и вос­кресшего, и Его Искупителем и Спасителем своим признает; как не будет любить Его, как Своего Искупителя и Спасителя, Который верующих в Него от вечной смерти искупил и вечную жизнь им подает? Если любит Его, как не будет заповеди Его исполнять? Хрис­тос же заповедует христианам любить друг друга (Ин 15:17).

Любишь Христа – не хочешь и боишься Его оскорбить, ибо оскорбление противно любви. Не хочешь и боишься оскорбить – не должен заповеди Его нарушать. Боишься оскорбить отца своего – и исполняешь приказ его. Не хочешь оскорбить друга твоего – и делаешь то, что ему угодно. Почитаешь власть – и повинуешься власти. Видишь, что любви ко Христу последует послушание Христу, послушанию последует исполнение заповеди Христовой, исполнению заповеди Христовой последует любовь к ближнему.

Христос говорит: Сие заповедую вам, да любите друг друга (Ин 13:34). А если любишь ближнего, презришь ли его в нужде его? Как не оденешь нагого, которого любишь? Как не накормишь алчущего, которого любишь? Как не примешь в дом и не угостишь того, кого любишь? Как не посетишь больного и сидя­щего в темнице, которого любишь? Как не утешишь печального, которого любишь? Как захочешь словом оскорбить того, кого лю­бишь? Как захочешь обмануть и прельстить того, кого любишь? Как захочешь оклеветать и осудить того, кого любишь? Как захочешь похитить добро того, кого любишь? Как вся­кого добра не пожелаешь тому, кого любишь? Словом, кого любишь, тому не будешь желать и делать никакого зла, и будешь желать и де­лать всякое добро тому, кого любишь.

Видишь, что от любви всякое доброе дело происходит. Итак, если любишь Христа, как Искупителя твоего, и не хочешь Его оскорбить, то люби ближнего твоего нелицемерно, чтобы не оскорбить Христа, Спасителя Твоего, потому что Христос велел тебе любить ближнего твоего, как сказано. Если хочешь ближнего твоего любить, как и должен любить, то не желай ему того, чего себе не хочешь, и желай ему и делай то, чего себе хочешь. Ибо это есть свойство любви.

Итак, примечай, что есть христианин и от чего познается, то есть от веры и любви. А где нет любви, там нет и веры, и где нет веры, там нет христианства, поскольку христианин без веры быть не может.

Вот тебе описанная причина, по которой я написал в начале: не смотри, что нынешние христиане делают, но смотри, что слово Божие проповедует и учит. Поскольку один с другого пример берет и соблазняется, и так умножается соблазн и грех, и умаляется благочестие, и оскудевают истинные христиане, и входит лицемерие, а лицемерию последует вечная гибель. Вот тебе гостинец!

Спасайся о Христе!

Письмо четырнадцатое

Хотел ты ко мне явиться, а с каким духом – неизвестно. Бог сердце твое знает. Я тебя не допустил не без причины.

Человек, когда его однажды обманул кто-то, и впредь ему не верит. Так лживые и об­манщики всю верность в сердцах человечес­ких истребляют, что и добрым людям часто не верим. Жалко, что такие плевелы среди хрис­тиан находятся. Бог их видит, и люди не­сколько познают уже. Бог их видит, и терпит до жатвы. Тогда они соберутся в снопы свои, и предадутся вечному огню на сожжение (см. Мф 13:30).