Collected Works, Volume 5

Мы ничего не принесли в мир; явно, что ниче­го не можем и вынести из него, – учит апостол (1 Тим 6:7). И само дело показывает это. Ибо ни богатый богатства своего, ни сановитый чести своей, ни родовитый благородства свое­го, ни славный славы своей и прочего не вы­носят с собою. Кончина всех равными делает. Ибо, где лежит в земле господин, где слуга его, где сановитый, где низкий, где богатый, где нищий, невозможно познать. Потому пишет­ся: собирает сокровище человек, и не знает, ко­му соберет его (Пс 38:7). Оставят чужим бо­гатство свое. При смерти он ничего не возьмет и не сойдет с ним слава его (Пс 48:11, 18).

Видишь, что от путника при кончине его все отходит, и как сам нагим вошел в мир, так нагим и исходит от мира, и если бы только на­гим, а не упоенным любовью мира, которая есть вражда против Бога (Иак 4:4; 1 Ин 2:15), и не обремененным грехами! Посему слава мира сего, честь и богатство и прочие утехи, как тень, как сновидение, как пар, который является на малое время и исчезает (Иак 4:14), и превращается в ничто. Зачем же за тенью, за сновидением и паром гоняться, а истину ос­тавлять? Зачем искать того, что сегодня или завтра следует оставить?

3) Скажут: «Ищу, чтобы было чем питать­ся?»

Ответ. Не возбраняется это, надобно тру­диться и искать, чем питаться, но справедли­во. Однако собирать и богатеть в мире этом возбраняется христианам (см. Лк 12:15-31). К тому же, естество малым довольствуется: оно требует только нужного, пропитанием и одеж­дою довольствуется (1 Тим 6:8). Похоти много надобно, она недовольна тем, что имеет, но более и более желает, как тот, у кого жар вну­три, всегда жаждет и напиться не может.

Смотри, не под видом ли нужды маммоне угождаешь, и где пропитание предлагается, не кроется ли сребролюбие. Похоть лукава и прелестна, много вымышляет ради себя, и всегда, под видом пищи, яд душе замышляет.

Помни, что ты путник. А честь, сан, слава, похвала человеческая, которой сыны века сего не менее, чем богатства, желают, для чего нуж­ны, к чему потребны? Какая от них польза? Те­ло не требует их, жизнь без них сохраняется, ибо многие без славы, чести, похвалы, сана живут. Душа без всего того в оный век пойдет. Какую здесь нужду представит человек, кото­рый желает и ищет этого? Что остается сказать и признать, как не то, что все, что в мире: по­хоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего (1 Ин 2:16).

Видишь, что желание богатства, чести, славы и прочего – это бремя, которое путни­ков обременяет и преклоняет к земле, и не допускает, как людям, смотреть на небо, для которого все созданы и святым Крещением обновлены. О, коль многих это тяжкое бремя обременило и погрузило в бездну! Смотри, рассуждай и берегись.

4) Кто на чужой стороне скрывает сокро­вище? Не посылает ли его в Отечество? Кто на пути обременяет себя? Не скорее ли свер­гает с себя? Кто в пленении и ссылке ищет прославления? Не более ли к Отечеству воз­дыхает и освобождения желает?

Странник ты на земле и пришелец, поче­му же скрываешь здесь сокровище твое? Пут­ник ты, зачем себя обременяешь? В плену и ссылке ты, изгнанный из рая, почему ищешь здесь прославления? Почему к потерянному Отечеству не воздыхаешь, и славы не ищешь его, где честь, богатство и слава вечная, как и жизнь вечная? Знать, чужую страну имеешь вместо Отечества и путь вместо дома, если здесь много ищешь.

Горе имеющим чужую страну как Отечест­во и путь как дом! Ибо где сокровище их, там будет и сердце их (Мф 6:21). Какая польза чело­веку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит (Мф 16:26)? Какая польза человеку, если найдет временное, которого вскоре ли­шится, а лишится вечного, которое, будучи найденным, никогда не потеряется?

5) Душа человеческая подобна зеркалу. В зеркале, когда оно обращается к небу, – небо, а когда к земле – земля изображается, так и в душе то изображается, что любит и о чем мыс­лит. Любит ли мир сей и то, что в мире, славу, честь, похвалу, богатство, сласть, – это в ней изображается. Любит ли Бога и небесное цар­ство, – это в ней изображается.

А что любит душа, того и ищет, о том забо­тится, о том и помышляет. Так, где есть сокро­вище любимое у человека, там будет и сердце его. А что любила душа, в мире сем живя, чего искала, то с нею, в ней изображенное, явится в оном веке. Так за человеком последуют дела, слова и помышления в оный век, и явятся на Христовом Суде пред всеми Ангелами и чело­веками и Самим Судией Богом; и сам человек увидит тогда, что он делал, любил, искал, о чем заботился и помышлял в мире. Надобно же душе, как нагой от Бога произошла, так нагой от греха и от любви мира сего к Богу вновь возвратиться. Прилежно рассуждай и примечай это, душа, хотящая спастись! Вот тебе путь, вообще предложенный!

6) Путь жизни здешней двоякий: тесный и широкий.

Тесен путь потому, что путники, идущие по нему, окружены искушениями, бедами, напастями, скорбями, которые должно тер­петь, и они волю свою пленяют, стесняют, преклоняют и покоряют воле Создателя свое­го и Бога. Этим путем идут люди благочести­вые, богобоязненные и верные рабы Христо­вы, отдавшие Ему имена с сердцами своими, и распинающие плоть со страстями и похотя­ми (Гал 5:24); и несут каждый свой крест, Бо­гом, Отцом Небесным, возложенный; и сле­дуют Христу, Сыну Божию, Господу своему, понесшему за всех нас Крест и на Кресте рас­пятому, и ведет их в Отечество небесное.