Collected Works, Volume 5
18) На узком пути и в крестоношении надобно с усердием молиться, чтоб Сам Бог помог в терпении. Ибо без Него не можем делать ничего (Ин 15:5).
Спасайся.
Письмо шестнадцатое
Друг мой и брат о Христе!
Часто я слышу, что Давит святой поет: там они трепетали от страха, где не было страха (Пс 13:5). И не понимая, что значит песнь сия, не мало размышлял о том. Но потом дух мой чувствовал, что она значит то, что люди боятся человека, но Бога не боятся; боятся убивающих тело, души же не могущих убить, но не боятся Могущего и душу, и тело погубить в геенне (Мф 10:28); боятся потерять временную жизнь, но не боятся потерять вечную жизнь; боятся лишиться богатства, славы, чести и утехи, но не боятся лишиться вечных благ, чести, славы и утешения райского; боятся уз, темницы и ссылки временной, но не боятся вечной темницы, уз и ссылки; боятся временного бесчестия, но не боятся вечного бесчестия. И так приличествует им песнь сия: там они трепетали от страха, где не было страха.
А в начале упомянутого псалма он воспел: Сказал безумный в сердце своем: «Нет Бога». Итак, свойство того, который в сердце своем говорит: Нет Бога, – бояться человека, но не бояться Бога. Там трепещут от страха, где нет страха. Ибо бояться всего надобно тому, кто единого Бога не боится. Бежит нечестивый, когда никто не гонится за ним (Притч 28:1). Совесть его более всякого гонителя.
Но зачем бояться того, что само по себе не страшно? Всякий человек такой же, как и я; смерти и всякой беде подлежит, как и я; немощен, как и я, и все в нем то, что и во мне. Сатана, дух злобы и враг мой, невидимый для меня, но присутствием злых своих советов для меня познаваемый, страшен, но без воли Божией не только надо мной – человеком, но и над скотами и свиньями власти не имеет (см. Мф 8:31), как и всякий человек, враждующий против меня.
Также зачем бояться лишиться того, чего необходимо следует лишиться? Богатство, честь, слава и все мира сего сокровище отойдет от нас, боимся ли или не боимся лишиться этого, смерть все это от нас отнимает. Смерти бойся или не бойся, не минуешь смерти. В ссылку, в темницу, в узы никто меня не пошлет без Бога, а если пошлют, то знать, что Бог подписал так. Богатства, чести, славы никто меня не лишит без Бога, а если лишат, то знать, что Богу так угодно.
Как Господу угодно, так да будет (Иов 1:21). Бог все в руке Своей содержит, и ничто без Него не бывает, что с нами ни бывает. И ничто от Него не происходит, как только добро, как от солнца свет, от огня теплота, и от любви милость и благотворение. Подает Он нам Свое добро, потому что добр. Попускает на нас дьявола, злых людей и через них беды, напасти и искушения, но, по мере наших сил, сколько сможем понести, и все ради добра нам попускает, потому что добр. Ибо от истинного и вечного добра ничто не бывает, как только истинное добро.
Итак, зачем же мне бояться того, что для меня неминуемо? Если Бог попустит на меня беду, я ее уже не миную; нападет она на меня, хотя бы я и боялся. Если не хочет Он допустить, то, хотя и все дьяволы и все злые люди и весь мир восстанут, ничто мне не сделают, потому что Он Един, Который сильнее всех, обратит зло на врагов моих (Пс 53:7). Огонь не сожжет, меч не посечет, вода не потопит, земля не пожрет без Бога, ибо все, как творение, без повеления Творца своего, ничего не сделает.
Итак, зачем же мне бояться всего того, что есть, кроме Бога? А что Бог повелит, то не миновать мне. Зачем же и того бояться, что неминуемо? Убоимся же, возлюбленный, единого Бога, чтобы ничего и никого не убояться. Ибо кто Бога поистине боится, тот никого и ничего не боится (Читай псалмы 25, 32, 33, 35, 36). Кто Бога единого боится, тот все в Боге находит; ему Бог – честь, слава, богатство, утешение, жизнь и все блаженство, хотя люди его чести, славы, богатства, утешения и жизни лишают. Потому что кто Бога боится, тот в милости у Бога находится, так как боится Его прогневать и оскорбить.
А кто в милости у Бога находится, тому зачем бояться немилости и свирепства врагов? Бог – все, и кроме Бога все – ничто, и злоба всех, дьяволов и злых людей, – ничто. Пусть скрежещут зубами на него, но ничто не смогут. Блажен муж, боящийся Господа (Пс 111:1). Окаянен и беден тот, кто не боится Господа Бога, ибо тот всего боится; там трепещет от страха, где нет страха.
Вот тебе то, что мне воспел Давид святой, и своей сладчайшей музыкой дух мой возвеселил; это и тебе из пустыни посылаю. Прими, любезный, и укрепи сердце твое упованием на Бога.