Collected Works, Volume 5

18) На узком пути и в крестоношении на­добно с усердием молиться, чтоб Сам Бог помог в терпении. Ибо без Него не можем де­лать ничего (Ин 15:5).

Спасайся.

Письмо шестнадцатое

Друг мой и брат о Христе!

Часто я слышу, что Давит святой поет: там они трепетали от страха, где не было страха (Пс 13:5). И не понимая, что значит песнь сия, не мало размышлял о том. Но по­том дух мой чувствовал, что она значит то, что люди боятся человека, но Бога не боятся; бо­ятся убивающих тело, души же не могущих убить, но не боятся Могущего и душу, и тело погубить в геенне (Мф 10:28); боятся потерять временную жизнь, но не боятся потерять веч­ную жизнь; боятся лишиться богатства, сла­вы, чести и утехи, но не боятся лишиться веч­ных благ, чести, славы и утешения райского; боятся уз, темницы и ссылки временной, но не боятся вечной темницы, уз и ссылки; боят­ся временного бесчестия, но не боятся вечно­го бесчестия. И так приличествует им песнь сия: там они трепетали от страха, где не бы­ло страха.

А в начале упомянутого псалма он воспел: Сказал безумный в сердце своем: «Нет Бога». Итак, свойство того, который в сердце своем говорит: Нет Бога, – бояться человека, но не бояться Бога. Там трепещут от страха, где нет страха. Ибо бояться всего надобно тому, кто единого Бога не боится. Бежит нечести­вый, когда никто не гонится за ним (Притч 28:1). Совесть его более всякого гонителя.

Но зачем бояться того, что само по себе не страшно? Всякий человек такой же, как и я; смерти и всякой беде подлежит, как и я; немо­щен, как и я, и все в нем то, что и во мне. Са­тана, дух злобы и враг мой, невидимый для меня, но присутствием злых своих советов для меня познаваемый, страшен, но без воли Божией не только надо мной – человеком, но и над скотами и свиньями власти не имеет (см. Мф 8:31), как и всякий человек, вражду­ющий против меня.

Также зачем бояться лишиться того, чего необходимо следует лишиться? Богатство, честь, слава и все мира сего сокровище отой­дет от нас, боимся ли или не боимся лишить­ся этого, смерть все это от нас отнимает. Смерти бойся или не бойся, не минуешь смерти. В ссылку, в темницу, в узы никто ме­ня не пошлет без Бога, а если пошлют, то знать, что Бог подписал так. Богатства, чести, славы никто меня не лишит без Бога, а если лишат, то знать, что Богу так угодно.

Как Господу угодно, так да будет (Иов 1:21). Бог все в руке Своей содержит, и ничто без Него не бывает, что с нами ни бывает. И ничто от Него не происходит, как только доб­ро, как от солнца свет, от огня теплота, и от любви милость и благотворение. Подает Он нам Свое добро, потому что добр. Попускает на нас дьявола, злых людей и через них беды, напасти и искушения, но, по мере наших сил, сколько сможем понести, и все ради добра нам попускает, потому что добр. Ибо от ис­тинного и вечного добра ничто не бывает, как только истинное добро.

Итак, зачем же мне бояться того, что для меня неминуемо? Если Бог попустит на меня беду, я ее уже не миную; нападет она на меня, хотя бы я и боялся. Если не хочет Он допус­тить, то, хотя и все дьяволы и все злые люди и весь мир восстанут, ничто мне не сделают, потому что Он Един, Который сильнее всех, обратит зло на врагов моих (Пс 53:7). Огонь не сожжет, меч не посечет, вода не потопит, земля не пожрет без Бога, ибо все, как творе­ние, без повеления Творца своего, ничего не сделает.

Итак, зачем же мне бояться всего того, что есть, кроме Бога? А что Бог повелит, то не ми­новать мне. Зачем же и того бояться, что не­минуемо? Убоимся же, возлюбленный, едино­го Бога, чтобы ничего и никого не убояться. Ибо кто Бога поистине боится, тот никого и ничего не боится (Читай псалмы 25, 32, 33, 35, 36). Кто Бога единого боится, тот все в Боге находит; ему Бог – честь, слава, богатство, утешение, жизнь и все блаженство, хотя люди его чести, славы, богатства, утешения и жизни лишают. Потому что кто Бога боится, тот в милости у Бога находится, так как боится Его прогневать и оскорбить.

А кто в милости у Бога находится, тому за­чем бояться немилости и свирепства врагов? Бог – все, и кроме Бога все – ничто, и злоба всех, дьяволов и злых людей, – ничто. Пусть скрежещут зубами на него, но ничто не смо­гут. Блажен муж, боящийся Господа (Пс 111:1). Окаянен и беден тот, кто не боится Господа Бога, ибо тот всего боится; там трепещет от страха, где нет страха.

Вот тебе то, что мне воспел Давид святой, и своей сладчайшей музыкой дух мой возве­селил; это и тебе из пустыни посылаю. При­ми, любезный, и укрепи сердце твое уповани­ем на Бога.