Collected Works, Volume 5

Но зачем бояться того, что само по себе не страшно? Всякий человек такой же, как и я; смерти и всякой беде подлежит, как и я; немо­щен, как и я, и все в нем то, что и во мне. Са­тана, дух злобы и враг мой, невидимый для меня, но присутствием злых своих советов для меня познаваемый, страшен, но без воли Божией не только надо мной – человеком, но и над скотами и свиньями власти не имеет (см. Мф 8:31), как и всякий человек, вражду­ющий против меня.

Также зачем бояться лишиться того, чего необходимо следует лишиться? Богатство, честь, слава и все мира сего сокровище отой­дет от нас, боимся ли или не боимся лишить­ся этого, смерть все это от нас отнимает. Смерти бойся или не бойся, не минуешь смерти. В ссылку, в темницу, в узы никто ме­ня не пошлет без Бога, а если пошлют, то знать, что Бог подписал так. Богатства, чести, славы никто меня не лишит без Бога, а если лишат, то знать, что Богу так угодно.

Как Господу угодно, так да будет (Иов 1:21). Бог все в руке Своей содержит, и ничто без Него не бывает, что с нами ни бывает. И ничто от Него не происходит, как только доб­ро, как от солнца свет, от огня теплота, и от любви милость и благотворение. Подает Он нам Свое добро, потому что добр. Попускает на нас дьявола, злых людей и через них беды, напасти и искушения, но, по мере наших сил, сколько сможем понести, и все ради добра нам попускает, потому что добр. Ибо от ис­тинного и вечного добра ничто не бывает, как только истинное добро.

Итак, зачем же мне бояться того, что для меня неминуемо? Если Бог попустит на меня беду, я ее уже не миную; нападет она на меня, хотя бы я и боялся. Если не хочет Он допус­тить, то, хотя и все дьяволы и все злые люди и весь мир восстанут, ничто мне не сделают, потому что Он Един, Который сильнее всех, обратит зло на врагов моих (Пс 53:7). Огонь не сожжет, меч не посечет, вода не потопит, земля не пожрет без Бога, ибо все, как творе­ние, без повеления Творца своего, ничего не сделает.

Итак, зачем же мне бояться всего того, что есть, кроме Бога? А что Бог повелит, то не ми­новать мне. Зачем же и того бояться, что не­минуемо? Убоимся же, возлюбленный, едино­го Бога, чтобы ничего и никого не убояться. Ибо кто Бога поистине боится, тот никого и ничего не боится (Читай псалмы 25, 32, 33, 35, 36). Кто Бога единого боится, тот все в Боге находит; ему Бог – честь, слава, богатство, утешение, жизнь и все блаженство, хотя люди его чести, славы, богатства, утешения и жизни лишают. Потому что кто Бога боится, тот в милости у Бога находится, так как боится Его прогневать и оскорбить.

А кто в милости у Бога находится, тому за­чем бояться немилости и свирепства врагов? Бог – все, и кроме Бога все – ничто, и злоба всех, дьяволов и злых людей, – ничто. Пусть скрежещут зубами на него, но ничто не смо­гут. Блажен муж, боящийся Господа (Пс 111:1). Окаянен и беден тот, кто не боится Господа Бога, ибо тот всего боится; там трепещет от страха, где нет страха.

Вот тебе то, что мне воспел Давид святой, и своей сладчайшей музыкой дух мой возве­селил; это и тебе из пустыни посылаю. При­ми, любезный, и укрепи сердце твое уповани­ем на Бога.

Письмо семнадцатое

Друг мой и брат о Христе!

Опять звенит в ушах моих песнь Давидова: Что мне на небе? И без Тебя чего желать мне на земле, Боже (Пс 72:25)? И вопрошаю внутри себя, что она значит? Но дух мой ответ подает такой: душа благочестивая не только на зем­ле, но и на небесах ничего не хочет, кроме Бо­га. Ей и небо без Бога ничто, как и земля.

Имеют на земле нечестивые и беззаконники свои удовольствия, имеют золото, серебро, каменья, алмазы, яхонты, коней, кареты, ук­рашенные дома и платье из виссона, и прочее тому подобное имеют, и тем утешаются. Но душа боголюбивая все это, как сор и грязь, с презрением ниспровергает и попирает, и не только землю с ее сокровищем, но и небо ос­тавляет, чтобы Бога единого, в Котором все свое сокровище и удовольствие полагает, об­рести.

Ничто ее не веселит, ни небо, ни земля, ни земное, ни небесное не может утешить, если не видит Того, Кого любит. Как другу ничто не приятно: что ни видит, и с кем ни общает­ся, и чем ни утешается – ничто то не прият­но, если любимого своего друга не видит, так Бога любящей душе ничто не может подать утешения, если Любимого своего не видит: Что мне на небе ? И без Тебя чего желать мне на земли, Боже?

Пусть утешаются земными о земном по­мышляющие (см. Кол 3:2), пусть довольству­ются иные золотом и серебром, иные честью и славой, иные мудростью века сего, иные роскошью и сластями, иные иным своим со­кровищем. Пусть будет им то утешением, че­го желают, что сокровищем для себя считают. Меня ничто это не веселит, от всего этого от­вращается сердце мое; и не только того, как земного, но и на небе ничего не ищу и не же­лаю, кроме Тебя, Боже мой и Создатель Мой! Ты один для меня – все. В Тебе едином нахо­жу все, чего во всех Твоих созданиях не нахо­жу. Я тогда удовольствуюсь, когда Тебя увижу, тогда перестану желать, когда Тебя найду; тог­да утешусь, когда к Тебе приду; тогда насы­щусь, когда явлюсь Лицу Твоему. О, когда при­ду и явлюсь Лицу Божию (Пс 41:3)!