Collected Works, Volume 5

Любезный друг и брат о Христе!

Написано: и ближние мои вдали от меня встали (Пс 37:13). Ибо белое с черным не ла­дит, тьма со светом не согласуется. И у благо­честия с нечестием непрестанная брань. Ка­кому быть там согласию, когда один на гору стремится и понуждает себя взойти, а другой под гору катится?

Итак, встали же от тебя вдали ближние, потому что ты далеко от них встал, встал же далеко, потому что не нашел в них сходного себе. От сажи и смолы удаляемся, чтоб не очерниться; и заразной болезни избегаем, чтоб не заразиться; и от прокаженных укло­няемся, чтоб и самим так же не пострадать. Потому и сказано: выйдите из среды их и не прикасайтесь к нечистому их (Ис 52:11; 2 Кор 6:17; Откр 18:4).

Кто от таких удаляется, тот приближается к Богу, и чем ближе приближается, тем более люди от него удаляются, а чем люди более удаляются от него, тем более Бог к нему, как людьми оставленному, приближается. Тебе предоставлен нищий; сироте Ты будь Помощ­ник, Господи Боже мой (Пс 9:35)! Должен быть нищим тот, кого люди оставляют.

О Боже, в Котором все! Пусть меня оста­вят все до единого, только Ты меня не оставь! Я в Тебе все буду иметь: Ты помощь, защита, укрепление, покров, прибежище, совет мой и утешение мое.

Итак, оставленный людьми, к Богу, как должно и как пишешь, прибегай. Потому что Он там находит действие Свое производить, где людей действия нет. И это первое.

Второе: надобно нам скорбеть, когда Бо­га оскорбляем; эта рана таким пластырем лечится. Оскорбление Божие (о Боже! Кто мы такие? Черви, земля, прах и пепел, Твое величество оскорбляем! Не допусти впредь до сего Твоею благодатью!), оскорбление, гово­рю, Божие, скорбью по Богу исцеляется. Грех соделывает скорбь, и этой скорбью врачуется. Горькое исчадие – скорбь, но лютого своего родителя – грех – истребляет. Такова-то див­ная Божия премудрость: язва язвой лечится! Ибо печаль ради Бога производит неизмен­ное покаяние ко спасению, – говорит апостол (2 Кор 7:10).

Милость Твоя, Боже, да предварит нас во все дни жизни нашей (Пс 22:6)! Спаси, Христе Боже, тех, кого Ты пришел спасти, и Кровь Свою пролил! Сим закончив отдавая себя ми­лости Божией, остаюсь...

Письмо девятнадцатое

По просьбе твоей посылаю тебе сочине­ние, в котором показывается, сколь великое зло есть грех, и которое слышал ты, будучи у нас в монастыре. Читай его и рассуждай.

Для человека нет ничего полезнее, чем поучаться в том, как бы грех свой узнать и признать, и за содеянные грехи, оставив их, истинное сожаление, жертву Богу – дух со­крушенный (Пс 50:19), приносить, а впредь против всякого греха подвизаться, и его си­лой и помощью Божией побеждать, и волю свою воле Божией покорять. Ибо этого от нас особенно Бог в Слове Своем требует. Без это­го ни молитва, ни пение, ни приношение не может быть Богу приятно. Ибо человек, пока находится во грехах, пребывает во гневе у Бо­га, потому все, что он ни делает, единою есть мерзость пред Богом, и так от молитвы, пения и приношения его Бог отвращается (Ис 1:13, 15; Мих 3:4).

Итак, надобно человеку оставить грехи, и жалеть, что грешил, и впредь против всякого греха подвизаться, и не допускать, чтобы им грех обладал. Обладает же грех человеком, когда человек повинуется ему в похотях своих (Рим 6:12). Итак, если кто блудодействует, или крадет, похищает чужое каким-нибудь образом, или на ближнего злобится и ему мстит, или льстит, обманывает, хитрит, коварствует, или проклинает, клевещет, осуждает ближнего, или иную какую неправду делает, то это знак, что таковой грехом побеждается и грех им обладает. Ибо кто кого слушает и ко­му повинуется, тот им и обладает, как апостол говорит: кто кем побежден, тот тому и раб (2 Петр 2:19). Так кто слушает грех и повину­ется ему, тот им и обладает, и он ему служит, по слову Господнему: всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин 8:34).

Спросишь: как слушает человек грех и по­винуется ему?