Collected Works, Volume 5
Милость Твоя, Боже, да предварит нас во все дни жизни нашей (Пс 22:6)! Спаси, Христе Боже, тех, кого Ты пришел спасти, и Кровь Свою пролил! Сим закончив отдавая себя милости Божией, остаюсь...
Письмо девятнадцатое
По просьбе твоей посылаю тебе сочинение, в котором показывается, сколь великое зло есть грех, и которое слышал ты, будучи у нас в монастыре. Читай его и рассуждай.
Для человека нет ничего полезнее, чем поучаться в том, как бы грех свой узнать и признать, и за содеянные грехи, оставив их, истинное сожаление, жертву Богу – дух сокрушенный (Пс 50:19), приносить, а впредь против всякого греха подвизаться, и его силой и помощью Божией побеждать, и волю свою воле Божией покорять. Ибо этого от нас особенно Бог в Слове Своем требует. Без этого ни молитва, ни пение, ни приношение не может быть Богу приятно. Ибо человек, пока находится во грехах, пребывает во гневе у Бога, потому все, что он ни делает, единою есть мерзость пред Богом, и так от молитвы, пения и приношения его Бог отвращается (Ис 1:13, 15; Мих 3:4).
Итак, надобно человеку оставить грехи, и жалеть, что грешил, и впредь против всякого греха подвизаться, и не допускать, чтобы им грех обладал. Обладает же грех человеком, когда человек повинуется ему в похотях своих (Рим 6:12). Итак, если кто блудодействует, или крадет, похищает чужое каким-нибудь образом, или на ближнего злобится и ему мстит, или льстит, обманывает, хитрит, коварствует, или проклинает, клевещет, осуждает ближнего, или иную какую неправду делает, то это знак, что таковой грехом побеждается и грех им обладает. Ибо кто кого слушает и кому повинуется, тот им и обладает, как апостол говорит: кто кем побежден, тот тому и раб (2 Петр 2:19). Так кто слушает грех и повинуется ему, тот им и обладает, и он ему служит, по слову Господнему: всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин 8:34).
Спросишь: как слушает человек грех и повинуется ему?
Ответ. Из сердца человеческого исходят злые помышления (Мф 15:18), и побуждают человека или к блуду, или к злобе и к мщению, или к похищению и прочее; и когда человек соизволяет на это – слушает грех и повинуется ему.
Как против греха подвизаться?
Ответ. Не соизволять на злое помышление, и как только оно восстает, пресекать его и умерщвлять. В этом состоит весь христианский подвиг. А поскольку сами по себе не можем этого делать, так как весьма немощны и растленное сердце имеем, и против греха подвизаться и побеждать его – это не что иное, как собственное свое сердце, естество и самого себя побеждать, что для каждого весьма неудобно, как каждый может видеть, – и потому непременно нужна в этом помощь Божия. А чтобы помощь Божия пришла к нам и всегда нам помогала и укрепляла нас в подвиге том, нужна частая и смиренная молитва, прошение и воздыхание.
Грешить и плоти угождать так удобно, как плыть по течению реки, но против греха стоять, умерщвлять его и побеждать так неудобно нам самим, как против течения плыть без гребцов или паруса с ветром попутным. Плывущему против течения реки надобно непременно или гребцов, или парус с попутным ветром иметь, так хотящему против греха стоять, подвизаться и побеждать его, и жить благочестиво во Христе Иисусе (2 Тим 3:12), нужна сила Духа Святого, помогающая, укрепляющая и поощряющая. Ибо от природы всякий человек стремится к угождению плоти, угождению воле своей, самолюбию и всякому греху; и этой склонности противиться и победить ее самому человеку невозможно.
Для этого нужна, как выше сказано, усердная молитва, отвращение сердца от любви к миру, частое напоминание о смерти и вечности блаженной и неблагополучной, размышление о свойствах Божиих, как-то: всемогуществе, благости и величестве Его – с рассуждением, кто и против Кого грешит: человек, земля и гной, против величества Божия грешит и оскорбляет Его. Такое рассуждение может человека устрашить, и отвратить от греха, и в истинное сокрушение привести (о чем в следующих пунктах вкратце предлагается и объясняется, чтобы лучше понять).
Также нужно чтение или слушание Святого Писания и прочих душеполезных христианских книг.
Если человек по произволению грешит, то он тяжко грешит, что в следующих пунктах познается.