Collected Works, Volume 5

Ответ. Из сердца человеческого исходят злые помышления (Мф 15:18), и побуждают человека или к блуду, или к злобе и к мще­нию, или к похищению и прочее; и когда че­ловек соизволяет на это – слушает грех и по­винуется ему.

Как против греха подвизаться?

Ответ. Не соизволять на злое помышле­ние, и как только оно восстает, пресекать его и умерщвлять. В этом состоит весь христиан­ский подвиг. А поскольку сами по себе не мо­жем этого делать, так как весьма немощны и растленное сердце имеем, и против греха под­визаться и побеждать его – это не что иное, как собственное свое сердце, естество и са­мого себя побеждать, что для каждого весьма неудобно, как каждый может видеть, – и по­тому непременно нужна в этом помощь Бо­жия. А чтобы помощь Божия пришла к нам и всегда нам помогала и укрепляла нас в подви­ге том, нужна частая и смиренная молитва, прошение и воздыхание.

Грешить и плоти угождать так удобно, как плыть по течению реки, но против греха сто­ять, умерщвлять его и побеждать так неудобно нам самим, как против течения плыть без гребцов или паруса с ветром попутным. Плы­вущему против течения реки надобно непре­менно или гребцов, или парус с попутным ве­тром иметь, так хотящему против греха стоять, подвизаться и побеждать его, и жить благоче­стиво во Христе Иисусе (2 Тим 3:12), нужна си­ла Духа Святого, помогающая, укрепляющая и поощряющая. Ибо от природы всякий чело­век стремится к угождению плоти, угожде­нию воле своей, самолюбию и всякому греху; и этой склонности противиться и победить ее самому человеку невозможно.

Для этого нужна, как выше сказано, усердная молитва, отвращение сердца от люб­ви к миру, частое напоминание о смерти и вечности блаженной и неблагополучной, раз­мышление о свойствах Божиих, как-то: все­могуществе, благости и величестве Его – с рассуждением, кто и против Кого грешит: че­ловек, земля и гной, против величества Бо­жия грешит и оскорбляет Его. Такое рассуж­дение может человека устрашить, и отвратить от греха, и в истинное сокрушение привести (о чем в следующих пунктах вкратце предла­гается и объясняется, чтобы лучше понять).

Также нужно чтение или слушание Свято­го Писания и прочих душеполезных христи­анских книг.

Если человек по произволению грешит, то он тяжко грешит, что в следующих пунктах познается.

1) Кто есть человек? Земля и гной.

Кто есть Бог? Творец всей твари, видимых и невидимых.

Как он пред Богом грешит? Воли и повеле­ния Его не хочет исполнять. Бог повелевает че­ловеку: чти отца, и мать, и все власти, не злобь­ся и не мсти, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не злословь, не осуждай, не клеве­щи на ближнего твоего, не желай чужого доб­ра, но человек этого повеления Божиего не слушает, и стоит упорно против Бога и Созда­теля своего, и заповеди Его святые, которые Он заповедал твердо хранить (Пс 118:4), бес­страшно и дерзновенно нарушает. И, что див­но, или скорее сожаления достойно: тот же грешник повелений царя земного или госпо­дина своего не дерзает преступать, но Бога, Царя царствующих и Господа господствую­щих повеления бесстрашно преступает!..

Смотри и рассуждай, человек, как тяжко согрешаешь, ибо что царь или господин высо­кий пред Богом? Как ничто, ибо все люди – земля и пепел (Сир 10:9). Бог один всеми обла­дает; ради Него и царю, и господину, и всякой власти повиноваться должно. Похвально, что царя и господина твоего слушаешь, но безза­конно и безбожно то, что не слушаешь Бога, пред Которым и царь, и господин, и всякая власть колена преклоняет. Ибо что сие есть, как почитать создание более Создателя и че­ловека – более Бога?

2) Бог наш на всяком месте есть, как вез­десущий и все исполняющий, и все, что ни делается, пред святыми Его очами делается. Так и святые Его заповеди пред очами Его на­рушаются. Кто дерзнет пред царем земным или господином своим бесчинствовать? Разве только безумный. Ты же, человек, дерзаешь бесчинствовать пред величеством Божиим, разоряя закон Его святой, и не воздаешь до­стойного почтения бесконечной святости Его! Видишь, как тяжко согрешаешь Господу Богу твоему

О, если бы человек рассуждал, какую он досаду и оскорбление благости Божией этим делает и своей душе пагубу причиняет, то от всякого греха со всяким прилежанием отвра­щался бы, трепетал и за прошедшие неутешно бы плакал и рыдал. Но, ослепленный злобой дьявольской, он того не видит и не замечает.

Итак, перестань, человек, закон Божий пред Богом разорять, дабы не познать на себе праведный Его суд и не вкусить законной клятвы, которая временной и вечной казнью грешника поражает. Бережешься пред госпо­дином и властью твоей бесчинствовать, тем более должно пред величеством Божиим вез­десущим беречься, опасаться, бояться и бла­гочинно поступать.