Collected Works, Volume 5

До этого места – Златоуст.

Видишь, как гремит великий учитель про­тив греха осуждения и клеветы. Многие не убивают и не ранят человека руками, но ранят и убивают языком, как орудием, по писанно­му: сыны человеческие, зубы – их оружие и стрелы, и язык их – острый меч (Пс 56:5).

Многие не едят рыбы, мяса, молока и дру­гой пищи, которой Бог не запретил, а даже благословил верным и познавшим истину с благодарением принимать (см. 1 Тим 4:3-4), но пожирают людей живых. Многие не пода­ют делами своими соблазна – хорошо это и похвально, – но языком разносят соблазны, и с места на место переносят зло, как зара­женный – заразу, и ветер – пожар, отчего много бед и напастей бывает. Содержат мно­гие предания отеческие – и это хорошо, но заповедь Божию разоряют: Не судите и не кле­вещите (Мф 7:1; Лк 3:14), что есть слепота и крайнее безумие.

Все христиане молятся Богу, воспевают Бога, и причащаются Тела и Крови Христо­вых, и исповедуют святое и страшное имя Его, – это христианское дело, – но то страш­но и тяжко и воистину сожаления достойно, что многие из них те уста оскверняют осужде­нием, клеветой и злоречием, те, говорю, уста, которыми молятся, воспевают Бога и касают­ся Тела и Крови Христовых.

Итак, берегись, возлюбленный, уст тво­их, которыми Бога исповедуешь, воспеваешь и причащаешься Тайн святых, да не весь скверен и мерзок пред Богом будешь. Думай и содержи, что и ты такой же грешник, как и прочие. А когда что худое в ближнем твоем увидишь или услышишь, то запечатлей уста твои молчанием, а о нем воздохни ко Господу, дабы исправил его; и о себе молись, дабы в та­кой пророк не впасть. Ибо все всякому паде­нию подлежим, как немощные. Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть, – увещевает апостол (1 Кор 10:12).

Спасайся.

Письма 21 – 30

Письмо двадцать первое

Хочешь ты от меня знать, что это слово значит: не кради (Исх 20:15), и требуешь объ­яснения этого.

Ответ. Краткое это слово, но широко распространяется, и многие в нем погрешают: иные от невнимания и неведения, иные от бессовестности и беззаконного произволения, что тяжелее первого. Итак, как распространяется воровство или хищение, внимай:

1) Воровство всем известное, как-то: или тайно люди обкрадывают лавки, житницы и прочее, или насильно отнимают чужое, как это делают разбойники или сильные, но бесстрашные и бессовестные люди. О таком хищении каждый знает, и самые грубые люди и не знающие писаний, и самые юные и малые дети.

2) Воровство и хищение – когда судьи и приказные люди по мзде, а не по долгу христианскому судят.

3) Воровство и хищение – когда помещики или излишними оброками, или работами крестьян своих отягощают, поскольку отнимают у них потребное к пропитанию и содержанию жизни их и их домашних. И это хищение лютое и бесчеловечное, хотя люди и не замечают. Бедный крестьянин целое лето трудится и потеет, но кормиться и одеваться ему с его домашними нечем. Один господин все пожирает. Горе таким господам! Столько они слез проливают, сколько излишнего на крестьян налагают. Бог, Праведный Судия, видит эти слезы и проливающих их.