Collected Works, Volume 5

Если бы Ангел с небес пришел к нам и сказал нам: «Вот на сих днях будет пришест­вие Христово» – как бы все вострепетали и обратились бы к истинному покаянию! Вся­кого береглись бы греха и воздыханием и слезами умилостивляли бы Бога, и прочее. Но кто знает, сколько продолжится еще при­шествие Христово? Может быть, и на этих дня будет. Ибо никто совета Божия и опреде­ления не знает. Ведь сказано: будьте готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын Че­ловеческий (Мф 24:44).

Как о первом пришествии Христовом проповедали пророки, говоря: «Придет Хри­стос, придет Христос в мир», – и пришел Христос, когда определенное Ему время при­шло, так и о Втором пришествии учителя церковные проповедуют и говорят: «Придет Христос судить живых и мертвых; придет су­дить, и явится неожиданно, как молния». В каком же страхе и отчаянии будут тогда греш­ники, которые ныне о страшном том дне не помышляют и к нему не готовятся истинным покаянием!

Итак, да помышляем, возлюбленный, каждый день, и да приуготовляемся к срете­нию Господа нашего, ибо уже близ день Госпо­день, и неожиданно, как молния, воссияет. Знаю я, что писал апостол фессалоникийцам, говоря: не спешить колебаться умом и сму­щаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов (2 Фес 2:2). Но с того времени уже прошло тысяча семьсот восемьдесят лет и более, как выше сказано. Потому нам, по столь многих прошедших годах, надобно вскоре его ожидать, и с апостолом Иаковом исповедовать: пришествие Господне приближа­ется; вот Судия стоит у дверей (Иак 5:8-9), а тем более, когда уже видим, что по причине ум­ножения беззакония, во многих охладела любовь (Мф 24:12), и благочестие попирается, и не­честие более и более умножается; слово Бо­жие презирается, и каждый почти единой су­ете придается, и мало кто спасения души ис­кренним сердцем ищет. Итак, чего в таких обстоятельствах ждать, как не того, что нео­жиданно услышим вопль: Вот, Жених идет, выходите навстречу Ему (Мф 25:6)?

Итак, берегись, возлюбленный, говорить в сердце твоем и делать то, что написано о злом рабе: если же раб тот, будучи зол, ска­жет в сердце своем: «Не скоро придет господин мой», – и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подверг­нет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов (Мф 24:48-51), – чтобы и тебе так же не пострадать. И удаляйся от на­смешников, описанных Петром святым, ко­торые говорят: «Где обетование пришествия Его ? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же». Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением (2 Петр 3:4, 9). Ибо, когда будут говорить нечестивые: «мир и безопасность», тогда внезапно постиг­нет их пагуба (1 Фес 5:3). Но пусть, по увеща­нию Господню, будут чресла ваши препоясаны и светильники будут гореть. И мы будем подоб­ны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, ко­торых господин, придя, найдет бодрствующими (Лк 12:35-37).

Напишем на сердце слово Господа нашего: Будьте готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын Человеческий, Который говорит: Вот, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его (Откр 22:12). Верно слово Божие и солгать никак не может. Грядет, грядет судить Господь, грядет скоро, и придет тогда, когда люди не ожида­ют, и возмездие Его с Ним, чтобы воздать каждому по делам его.

И чем более времени умножается от пер­вого пришествия Его, тем ближе второе при­шествие к нам; и чем более мы живем, тем бо­лее приближаемся ко всемирному Его Суду; и сегодня мы уже ближе к сему дню и часу, не­жели были вчера и третьего дня. Напишем это в памяти нашей, и истинным покаянием бу­дем приготовляться. Будем держаться испове­дания упования неуклонно, ибо верен Обещав­ший. Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня Судного (Евр 10:23:25).

Итак, покаемся, возлюбленный, чтобы утешение, а не страх, и ужас, и отчаяние при­нес нам, грешникам, страшный тот день. Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаять­ся, ибо Он назначил день, в который будет пра­ведно судить вселенную (Деян 17:30-31). Отсю­да последует утешение таковое: Христос Гос­подь будет судить вселенную, поэтому Бог всем людям велит покаяться, дабы страшного того изречения осуждения: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяво­лу и ангелам его, – избежать могли.

Обратимся же, возлюбленный, всем серд­цем к Богу. Покаемся, и Он отпустят нам гре­хи, и избежим осуждения, и Суд Христов не страх и трепет, но утешение и спасение веч­ное подаст нам. Ибо Христос Господь будет судить не согрешивших, но согрешивших и непокаявшихся, а согрешивших и покаяв­шихся помилует и спасет. Ибо для того Он и в мир пришел, дабы согрешивших и покаяв­шихся спасти, – чего себе и тебе желаю.

Письмо двадцать третье

Слышу я, что тебя смущают помыслы и в отчаяние повергают, на что тебе, по силе моей, предлагаю мой совет к утешению твоему.

1) Я и сам то же и в себе чувствовал, и ныне часто чувствую, отчего бывает страх, и ужас, и тоска, и в других то же замечаю, ибо не с одним тобой это случается. Но спасения во Христе не отчаиваюсь, и «чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века», как в Символе читаем, что и другим, и тебе советую.

2) Примечай, что Писание Святое нам, грешным и смущаемым, во утешение гово­рит: верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти греш­ников, из которых я первый, – говорит апостол Павел (1 Тим 1:15). Итак, спасет и нас, греш­ных, поскольку и мы грешники. И еще: Сын Человеческий (то есть Христос), пришел взыс­кать и спасти погибшее (Лк 19:10).

Итак, и нас взыщет, поскольку и мы из по­гибших. И еще: пришел призвать не праведни­ков, но грешников к покаянию, – говорит Хри­стос (Мф 9:13). И еще: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы вся­кий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него, – говорит Христос (Ин 3:16-17).